Майкл Джозеф Сэндел

Фото: открытые Internet-источники

Майкл Джозеф Сэндел (/s/; родился 5 марта 1953 года) — американский политический философ, профессор теории государственного управления Энн Т. и Роберта М. Басс в Гарвардской школе права, где его курс «Правосудие» стал первым университетским курсом, который был доступен в свободном доступе онлайн и по телевидению. Его посмотрели десятки миллионов людей по всему миру, в том числе в Китае, где Сэндел был назван «самой влиятельной иностранной фигурой года» 2011 года (China Newsweek).[5] Он также известен своей критикой теории справедливости Джона Роулза в его первой книге «Либерализм и пределы справедливости» (1982). Он был избран членом Американской академии искусств и наук в 2002 году.[6]

Ранняя жизнь и образование

Сэндел родился в 1953 году[7] в еврейской семье, которая переехала в Лос-Анджелес, когда ему было тринадцать.[8] Он был президентом своего выпускного класса в средней школе Палисейдс и окончил Фи Бета Каппа Университет Брандейс со степенью бакалавра в области политики в 1975 году. Он получил докторскую степень в колледже Баллиол в Оксфорде в 1985 году в качестве стипендиата Родса, где он учился у философа Чарльза Тейлора.[9]

Философские взгляды

Сэндел придерживается определенной версии коммунитаризма (хотя ему неприятен этот ярлык), и в этом ключе он, пожалуй, наиболее известен своей критикой Теории справедливости Джона Роулза. Аргумент Роулза основан на допущении о завесе невежества, которая, по мнению Сэндела, обязывает Роулза рассматривать людей как «необремененных личностей». Точка зрения Сэндела заключается в том, что мы по своей природе обременены до такой степени, что даже гипотетически не можем иметь такую завесу. Некоторыми примерами таких связей являются связи с нашими семьями, которые мы не устанавливаем по сознательному выбору, а рождаемся с уже имеющимися привязанностями.

Фото: открытые Internet-источники

Поскольку они не приобретаются сознательно, невозможно отделить себя от таких связей. Сэндел считает, что следует постулировать только менее ограничительную, более свободную версию завесы неведения. Критика, подобная критике Сэндела, вдохновила Роулза впоследствии утверждать, что его теория справедливости была не «метафизической», а «политической» теорией, основой, на которой мог быть сформирован абсолютный консенсус среди отдельных лиц и групп с самыми разными моральными и политическими взглядами.[10]

Правосудие

Сэндел поступил на факультет искусств и наук Гарвардского университета в 1981 году.[11] Он преподавал курс правосудия в Гарвардском университете в течение двух десятилетий. Курс прослушали более 15 000 студентов,[12] что делает его одним из самых посещаемых в истории Гарварда. Осенний выпуск 2007 года был самым многочисленным за всю историю Гарварда, в нем приняли участие 1115 студентов.[14] Осенний курс 2005 года был записан и предлагается онлайн для студентов Гарвардской школы повышения квалификации. Сокращенная форма этой записи в настоящее время представляет собой 12-серийный телесериал «Правосудие: как правильно поступить?» совместного производства WGBH и Гарвардского университета. Эпизоды доступны на веб-сайте «Правосудие с Майклом Сэнделом».[15] 

Фото: открытые Internet-источники

К нему также прилагается книга «Правосудие: что делать правильно?» и «Справочник чтений» «Правосудие: читатель». Популярность шоу объясняется форматом, ориентированным на дискуссию (метод Сократа), а не на декламацию и запоминание фактов, а также привлекательным стилем Сэндела, включающего контекст в дискуссию; например, он начинает одну лекцию с обсуждения этики спекуляции билетами.[16] BBC транслировала восемь 30-минутных фрагментов из сериала на BBC Four, начиная с 25 января 2011 года.[17] В апреле 2012 года BBC Radio 4 транслировало серию из трех частей, а позже и подкаст, представленный Сэнделом под названием Общественный философ.[14][18][19] Они проходили по формату, аналогичному лекциям о правосудии, на этот раз записанным перед аудиторией в Лондонской школе экономики. В трех программах Сэндел обсуждает со зрителями, должны ли университеты отдавать предпочтение студентам из более бедных слоев населения, следует ли платить медсестре больше, чем банкиру, и правильно ли подкупать людей, чтобы они были здоровы.

edX

В настоящее время Сэндел преподает свой курс правосудия на edX.[20] 29 апреля 2013 года факультет философии Государственного университета Сан-Хосе направил Сэнделу открытое письмо с протестом против использования MOOC (массово открытых онлайн-курсов), таких как его курс правосудия.[21] 

Фото: открытые Internet-источники

Сэндел публично ответил: «Беспокойство о том, что широкое использование онлайн-курсов нанесет ущерб факультетам в государственных университетах, сталкивающимся с бюджетными нагрузками, является законным беспокойством, которое заслуживает серьезного обсуждения в edX и во всех высших учебных заведениях. Последнее, чего я хочу, это чтобы мои онлайн-лекции использовались для подрыва авторитета коллег-преподавателей в других институтах «.[22]

Другое учение

Сэндел также совместно с Дугласом Мелтоном ведет семинар «Этика и биотехнология», на котором рассматриваются этические последствия различных биотехнологических процедур и возможностей.

Авторство

Сэндел является автором нескольких публикаций, в том числе «Недовольство демократией» и «Общественная философия». Общественная философия представляет собой сборник его собственных ранее опубликованных эссе, исследующих роль морали и справедливости в американской политической жизни. Он предлагает комментарий о роли моральных ценностей и гражданского сообщества в американском избирательном процессе — широко обсуждаемом аспекте избирательного цикла 2004 года в США и текущих политических дискуссиях. В 2009 году Сэндел прочитал лекции Рейта на тему «Новое гражданство» на радио BBC, обратившись к «перспективам новой политики общего блага».[23] Лекции были прочитаны в Лондоне 18 мая, Оксфорде 21 мая, Ньюкасл-апон-Тайн 26 мая и Вашингтоне, округ Колумбия, в начале июня 2009 года.[24]

Фото: открытые Internet-источники

Он также является автором книги «То, что нельзя купить за деньги: моральные пределы рынков» (2012), в которой утверждается, что некоторые желательные вещи, такие как органы и право на уничтожение исчезающих видов, не должны продаваться за наличные.[25] В книге Сэндел утверждает, что стимулирование рыночно-ориентированного подхода у людей может привести к ослаблению или даже искажению их моральных ценностей.[26] Ссылаясь на работу Майкла Янга в качестве прецедента (он ввел термин «меритократия«) и развивая мысль, разделяемую с книгой Дэниела Марковица «Ловушка меритократии»,[27] Майкл Сэндел в своей книге 2020 года «Тирания заслуг» приводит доводы в пользу пересмотра западного неолиберализма. Элитные институты, включая «Лигу плюща» и Уолл-стрит, по мнению Сэндела, извратили нашу добродетель и наше представление о том, кто заслуживает власти.[28] Продолжающаяся остановка социальной мобильности и растущее неравенство обнажают грубое заблуждение об американской мечте и обещании «вы можете добиться успеха, если захотите и попробуете». Последний, по мнению Сэндела, является главным виновником гнева и разочарования, которые привели некоторые западные страны к популизму.[29][30]

Личная жизнь

Сэндел женат на коллеге-профессоре Гарварда Кику Адатто.

Государственная служба

Сэндел входил в состав Совета по биоэтике при Джордже У. Президентский совет по биоэтике администрации Буша.

Награды и почетные звания
Все 11 лекций Гарвардского курса Майкла Сэндела «Справедливость»

О любви к родине, правильной дискриминации, цене жизни, моральной стороне убийства, однополых браках и многом другом в 12 лекциях Майкла Сэндела «Справедливость» на русском языке!

Фото: открытые Internet-источники Майкл Сэндел
 

«Справедливость» — самый популярный курс Гарвардского университета, первую лекцию посмотрели уже более 10 миллионов человек. Он посвящен вопросам морали, этики и политической философии. Профессор Майкл Сэндел на реальных примерах из судебной практики, истории и собственной жизни предлагает обсудить актуальные вопросы общества с точки зрения представлений о справедливости в прошлом и исходя из современных концепций. В часовых видео речь пойдет об аргументах за и против равенства, о распределении благ, роли рынка, правах человека и о многом другом.

Приятного просмотра!

Лекция 1. Моральная сторона убийства. 

Начало курса посвящено утилитаристскому подходу к справедливости: принципу наибольшего счастья наибольшего числа людей.

Первая лекция открывается известной Проблемой вагонетки, которую, наверное, многие для себя мысленно успели решить. Но что будет, если взять другие ситуации, в которых чья-то смерть кажется неизбежной, и применить к ним ту же логику? Что изменится в ваших рассуждениях и какие факторы будут на это влиять?

Лекция 2. Цена жизни. 

Вторая лекция курса посвящена более глубокому изучению идей утилитаризма и попытками применить его к проблемам реальной жизни.

Профессор Майкл Сэндел обсуждает со студентами пути решения моральных и этических проблем, предложенных Иеремией Бентамом и Джоном Стюартом Миллем. Поднимается вопросы о том, как можно оценить «общее благо», если для каждого оно свое, существует ли разница между «высоким» и «низким» удовольствием и как преждевременная смерть от курения может быть полезна с утилитарной точки зрения.

Лекция 3. Право выбора. 

В третьей лекции курса речь пойдет о либертарианстве, как о возможной альтернативе утилитарному подходу.

Профессор Майкл Сэндел рассуждает о том, насколько правительству можно вмешиваться в жизнь отдельного человека, и о больших деньгах. Обязан ли Билл Гейтс делиться своим богатством с теми, кому не так повезло, или требовать от него уплаты огромных налогов — это непозволительное нарушение прав личности? Обсуждение коснется темы прав и обязанностей граждан, роли государства, правомерности идеи налогов и, пожалуй самого главного вопроса: принадлежим ли мы сами себе?

Лекция 4. Это твоя земля, это моя земля. 

Четвертая лекция курса посвящена трудам Джона Локка, чьи идеи оказали сильное влияние на развитие политической философии.

На этом занятии речь пойдёт о природе и сути прав личности. Имеем ли мы право распоряжаться собственной жизнью, как нам вздумается? Что делает нас свободными и может ли существовать частная собственность без законов, которые её определяют? Профессор Майкл Сэндел вместе со студентами ищет ответы на эти и другие вопросы в попытке понять, является Джон Локк сторонником или критиком либертарианства.

Лекция 5. Войска и матери по найму. 

Пятая лекция посвящена двум, казалось бы, не связанным темам: справедливости различных способов военного призыва (от обязательного до контрактной армии) и моральной стороне суррогатного материнства.

Допустимо ли воевать за деньги или, когда дело касается риска для жизни, необходима какая-то более высокая мотивация? Имеет ли государство право распоряжаться чужой жизнью, отправляя кого-то на войну или заставляя мать отдать своего ребёнка другой семье в судебном порядке? Будет ли в подобных вопросах иметь хоть какое-то значение предварительное согласие и в какой форме одно должно быть? Профессор Майкл Сэндел предлагает студентам задуматься о том, есть ли такие сферы жизни, где рыночные отношения неуместны.

Лекция 6. Мотив имеет значение.

В шестой лекции речь пойдет о свободе и морали согласно пониманию Иммануила Канта — возможно, самого влиятельного мыслителя философии Нового времени.

Может ли человек избавиться от влияния внешних факторов и сделать по-настоящему свободный выбор? Что стоит в основе ценности человеческой жизни и что определяет нравственность того или иного поступка? Какую роль в этом играет мотивация, чувство долга и в чем, по мнению Канта ошибались все приверженцы утилитаризма? Ответы на эти и другие вопросы профессор Сэндел пытается найти в работах философа, которого он сам считает самым сложным во всём курсе.

Лекция 7. Как правильно врать? 

Седьмая лекция продолжает исследовать вопросы морали и справедливости в представлении Иммануила Канта.

Как можно одновременно быть свободным и следовать долгу? Допустима ли ложь во благо и чем она отличается от недосказанности? На что должны опираться наши суждения, чтобы мы смогли прийти к действительно справедливой системе законов и по каким критериям её можно оценить? Когда договор вступает в силу и обязательно ли для этого согласие обеих сторон, с точки зрения морали? Эти и другие вопросы профессор Сэндел обсуждает со своими студентами, в попытке применить принципы кантианской морали к реальной жизни.

Лекция 8. Каждому по возможностям. 

Восьмая лекция курса затрагивает один из самых актуальных аспектов справедливости — вопрос о распределении благ.

Допустимо ли в справедливом обществе главам корпораций, спортсменам и звёздам шоу-бизнеса получать миллионы долларов в год? Должны ли наши доходы напрямую зависеть от затраченных усилий или врождённого таланта? Заслуживаем ли мы то, что положено нам по праву, и возможно ли создать справедливую систему в условиях неизбежного неравенства? Ответы на эти и многие другие вопросы профессор Сэндел пытается найти в работах современного американского философа Джона Ролза.

Лекция 9. Как правильно дискриминировать? 

В девятой лекции мы продолжаем исследовать проблему справедливого распределения благ и обращаемся к одной из самых неоднозначных тем курса — позитивной дискриминации.

Если блага, как утверждает Ролз, не должны быть формой награды за старания и заслуги, какими принципами следует руководствоваться, например, университетам при приеме абитуриентов? Можно ли считать результаты вступительных экзаменов адекватным отражением академического потенциала, учитывая неравные возможности при получении школьного образования? Обязаны ли университеты опираться исключительно на оценки или вправе вводить любые критерии приёма, которые посчитают нужными, пусть даже это будут этническая принадлежность, цвет кожи, возраст или пол? При каких условиях дискриминация может быть оправдана, и что по этому поводу думали сторонники телеологического подхода, великие мыслители Аристотель и Винни Пух? Эти и другие вопросы затрагивают Майкл Сэндел и его студенты в ходе одного из самых активных обсуждений за весь курс.

Лекция 10. Дойти до сути. 

В десятой лекции речь пойдет об относительно простом и понятном телеологическом подходе, которым пользовался Аристотель, рассуждая о проблемах справедливого распределения.

Достоин ли человек, преуспевший в какой-то сфере деятельности, особых привилегий и влияния? Как оценить заслуги и, главное, как понять какие из них действительно важны? Можем ли мы однозначно определить конечную цель, суть, «телос» чего-либо и как с этим связано судебное дело гольфиста Кейси Мартина? В лекции рассматривается вопрос о правильно организованном, по мнению Аристотеля, рабстве и проблемах, которые возникают, когда справедливым считается приставить каждого к тому делу, к какому он больше способен. Эти и другие вопросы профессор Майкл Сэндел обсуждает со студентами Гарвардского университета, пытаясь применить античное понимание справедливости к современным реалиям.

Лекция 11. Как лучше родину любить? 

В одиннадцатой лекции рассматривается вопрос о том, несут ли люди моральные обязательства перед группой, к которой они принадлежат, будь то семья, университет или страна.

Можем ли мы выбирать, кому будем верны, или сам факт принадлежности к какой-то группе накладывает на нас определенные моральные обязательства, не требующие согласия с нашей стороны? Должны ли мы хранить верность принципам, с которыми не согласны, и как себя вести, если требования общества вступают в конфликт с интересами семьи? Какую роль в системе моральных обязательств играет патриотизм и хорошее ли это подспорье для понимания справедливости? Эти и другие вопросы о природе морального долга и обязательств профессор Майкл Сэндел обсуждает со своими студентами на предпоследней лекции курса.

Источники:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик »