«Ощущение опасности опьяняет» Айртон Сенна жил и погиб на трассе. Почему его считают величайшим гонщиком «Формулы-1»
Содержание
ToggleЯ завязываю с гонками и возвращаюсь в Бразилию
Айртон Сенна трехкратный чемпион мира в классе «Формула-1»
Это был момент, когда карьера Сенны действительно могла закончиться, едва начавшись. Отец, на деньги которого Айртон провел год в Великобритании, отказался спонсировать следующий сезон. Он хотел, чтобы сын взялся за ум, вернулся в Бразилию и поступил в университет. Собственных средств для жизни в Европе у Айртона не было, и он поехал на родину. Чтобы меньше чем через полгода вернуться и продолжить свой путь к вершине автоспорта.
«Едешь с мыслью, что сейчас тебя сорвет с трассы — ты достиг своего предела»
В отличие от многих великих спортсменов Айртону Сенне в детстве не пришлось пройти испытание бедностью и прочими лишениями. Будущий чемпион мира в классе «Формула-1» родился 21 марта 1960 года в Сан-Пауло в зажиточной бразильской семье. Его отец был землевладельцем и в детстве поощрял любовь сына к автоспорту — уже в четыре года он подарил ему карт.
Когда я занимался картингом, один старый механик сказал мне: «Если чувствуешь, что теряешь сцепление с трассой с мыслью «сейчас меня сорвет», но вместо этого остаешься на треке — значит, ты достиг своего предела и едешь с максимально возможной скоростью
Айртон Сенна трехкратный чемпион мира в классе «Формула-1»
«Хорошие гонщики сильнее доминируют в дождь»
Настоящее имя бразильского гонщика — Айртон Да Сильва. Сенна — это девичья фамилия матери бразильского гонщика, под которой он начал выступать за полтора года до своего первого появления в «Формуле-1». На то было две причины. Во-первых, да Силва — это, вероятно, самая популярная фамилия в Бразилии, а Айртон всегда любил выделяться. Во-вторых, гонщик не хотел позорить свою семью в случае, если у него не получится сделать карьеру в «Формуле-1». Опасения оказались напрасными.
Хорошие гонщики обычно сильнее доминируют именно в дождь. Тебе нужен весь твой природный талант, настоящее мастерство и чертовски большая уверенность в себе, особенно на первом круге
Пэт Симмондс первый гоночный инженер Сенны
Впоследствии Сенну стали называть человеком дождя. Он очень уверенно чувствовал себя на мокрой трассе и доминировал в таких условиях. Свою первую победу в «Формуле-1» Айртон также одержал в дождь. Это было в сезоне 1985 года в португальском Эшториле, когда бразилец уже выступал за команду Lotus. А Ален Прост, которого Сенна так и не смог обогнать в Монте-Карло в 1984 году, стал его главным соперником и антиподом в разрезе всей гоночной карьеры.
«Он всегда был убежден в своей правоте»
Противостояние Сенны и Проста некоторые эксперты автоспорта называют самым культовым в истории «Формулы-1». Ирония в том, что настоящая битва между ними началась в 1988 году, когда они оказались в одной команде, в McLaren. Самый яркий случай в первый год соперничества случился в Эшториле, где за несколько лет до этого Сенна одержал свою первую победу. В конце финишной прямой Прост пытался обогнать Сенну, сместился вправо, но Айртон повернул руль в сторону напарника по команде, и машина француза оказалась в считаных сантиметрах от стены. Однако Прост спасся от аварии и в итоге выиграл этот Гран-при.
Ему все всегда сходило с рук. Сколько раз за годы карьеры в «Формуле-1» его штрафовали за такие вещи? Никогда
Ален Прост четырехкратный чемпион мира в классе «Формула-1»
В сезоне 1988 года пара пилотов McLaren Сенна — Прост выиграли на двоих 15 гонок из 16. 8 побед было на счету Сенны, 7 — у Проста. При этом общее количество очков было больше у Проста, но по правилам Ф-1 того времени в общий зачет шли результаты 11 лучших гонок каждого пилота. Именно поэтому чемпионом сезона-1988 стал Айртон Сенна. Это был первый титул в его карьере. Пиком противостояния Сенны и Проста стал сезон 1989 года. Самый запоминающийся конфликт в череде остальных случился на Гран-при Сан-Марино. На рестарте после серьезной аварии Герхарда Бергера Сенна обогнал Проста в первом повороте, нарушив договор, согласно которому, по словам Алена, напарники не могли обгонять друг друга в этом месте. Но Айртон был уверен, что завершил маневр еще до поворота, потому считал себя правым.
Он играл по особым правилам, в которые верил. Вот и все. Больше его ничего не интересовало. Он всегда был убежден в своей правоте
Ален Прост четырехкратный чемпион мира в классе «Формула-1»
Прост по итогам сезона 1989 года взял у Сенны реванш за поражение в чемпионате-1988 и выиграл общий зачет. А перед следующим сезоном ушел из McLaren в Ferrari, заявив, что британская команда недостаточно его уважает и отдает предпочтение Сенне. Уже являясь представителями разных «конюшен» (так называют команды в «Формуле-1» — прим. «Ленты.ру»), бразилец и француз в 1990 году снова разыгрывали между собой титул чемпиона самой престижной гоночной серии. Все решилось в предпоследнем Гран-при Японии. Их машины столкнулись на первом повороте после старта, и оба выбыли из гонки. К тому моменту больше очков было у Сенны, и он стал чемпионом второй раз за карьеру.
До фатального 1994 года Айртон Сенна успел выиграть еще один, третий титул чемпиона мира в классе «Формула-1». Это случилось в 1991 году. Далее в общем зачете он занимал сначала четвертое, а затем второе место. Перед сезоном-1994 бразилец подписал контракт с командой Williams. Несмотря на то что их болиды считались самыми мощными и технически оснащенными, первые несколько гонок у Сенны не получились. На домашнем Гран-при Бразилии он сошел с дистанции, то же самое произошло и в Японии. Тем не менее Айртон продолжал верить в то, что ему обязательно покорится четвертый титул чемпиона, и в тренировочных заездах выжимал из машины все и даже больше.
Ощущение опасности опьяняет
Айртон Сенна трехкратный чемпион мира в классе «Формула-1»
А дальше был тот самый роковой Гран-при Сан-Марино, который позднее назвали черным уик-эндом автоспорта. Сначала на тренировке в серьезную аварию попал соотечественник Сенны Рубенс Баррикелло. С тяжелейшими травмами его отправили в госпиталь, куда Айртон, сильно переживавший за соотечественника, проник глубокой ночью, несмотря на запрет врачей. «Когда я очнулся, то первым, кого я увидел, был Сенна. Он стоял со слезами на глазах», — рассказывал Баррикелло. На следующий день, 30 апреля 1994 года, в Сан-Марино погиб австрийский пилот Роланд Ратценбергер. На скорости 300 км/ч он врезался в бетонную стену. А меньше чем через сутки страшная авария случилась уже с самим Айртоном Сенной. Его болид сорвало на скоростном повороте «Тумбурелло», вынесло на обочину и на огромной скорости ударило о стену. Спасатели увидели внутри автомобиля страшную картину — из носа Айртона сочилась кровь и мозговая жидкость, была разорвана височная артерия, череп раздроблен в районе правого глаза. По приезде в больницу он был еще жив, но спасти его врачам не удалось.
Прежде мне казалось, что в наше время смерть на трассе уже невозможна. Вечером того воскресенья я даже думал об уходе из гонок
Михаэль Шумахер семикратный чемпион мира в классе «Формула-1»
Айртона Сенны не стало в возрасте 34 лет. Он выиграл три титула чемпиона мира, 41 гонку и 65 квалификаций. Но именно после его гибели в «Формуле-1» начались значительные изменения регламента безопасности. Возможно, это и стало главной победой пилота. Гонщики следующих за Айртоном поколений, попадая в страшные аварии, с большей долей вероятности могут остаться в живых.
Источник: