Язык цвета в одежде: что привлекает и что отталкивает

Фото: открытые Internet-источники

Когда говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму», – то этим хотят подчеркнуть малозначимость внешнего вида. Однако, с точки зрения психологии, первая встреча и первое впечатление о человеке очень важны, так как они формируют установку на дальнейшее его восприятие. И эта установка настолько цепко сидит в нашем мозгу, что избавиться от ее влияния бывает необычайно сложно. Даже если много раз повторить себе, что первое впечатление обманчиво. Поэтому разумный человек старается уделять серьезное внимание своему внешнему виду, в том числе одежде. Она создает неповторимый, уникальный образ человека, передает о нем разнообразную информацию. Важную роль в этом играет цветовая гамма костюма, потому что цвет не только вызывает эстетические чувства, но и оказывает психологическое воздействие.

Цвет в одежде: семантика и психология

Если спросить у женщины, почему она выбрала платье или пальто определенного цвета, то она может назвать три причины:

  • понравился, показался приятным;
  • мне такой цвет к лицу;
  • модный в этом сезоне.

Мужчины такими вопросами не заморачиваются и, скорее всего, просто пожмут плечами. На самом деле цвета костюма и рубашки им небезразличны, и причины выбора есть, но они менее осознанны. Так же как и у женщин, это чисто субъективные причины. К тому же любое объяснение оставляет открытым вопрос: почему нравится один цвет и не нравится другой? С точки зрения психологии, есть и более глубокие основания для предпочтения того или иного цвета. Они часто неосознанно руководят нашим выбором цветовой гаммы одежды. Объективные причины можно разделить на две группы: семантические и психологические.

Семантика цвета

Семантика изучает смысл различных знаков и символов, в изобилии наполняющих нашу жизнь. И если бы я захотела подробно рассказать о символике цвета, то мне пришлось бы написать целую книгу. Цвет всегда играл важную роль в жизни человека, и ему придавались самые разные, в том числе сакральные, мистические значения. И за тысячелетия человеческой истории этих значений накопилось очень много, они разнообразны, часто противоречивы, связаны с разными культурами, эпохами, верованиями и традициями. Впрочем, более подробно об этом вы можете прочитать в других моих статьях, а здесь мы с вами говорим об одежде. Главное назначение одежды – вовсе не создание красивой, модной упаковки для нашего тела. Красота первоначально вообще не имела значения. Одежда – это прежде всего оберег, многофункциональная защита. Оберегала она от самых разнообразных опасностей:

  • от неблагоприятных условий внешней среды (холода, влаги, колючих веток, жаркого солнца и т. д.);
  • агрессивных врагов: как реальных, так и воображаемых;
  • негативного магического воздействия: сглаза, порчи, проклятий, злых духов и т. д.

Причем последний фактор часто был более значим, чем первые два, так как враги и холод были понятны, в отличие от магии. Поэтому на одежду наносились защитные рисунки, вышивка, она украшалась амулетами и сакральными знаками. Вот в этой-то форме защиты и играл важную роль цвет. Колорит одежды мог передавать разнообразную информацию о человеке: о его статусе, родовой принадлежности, семейном положении, отношении к врагам и друзьям. По расцветке клетчатых пледов средневековые шотландцы узнавали, к какому клану принадлежит воин, а краска, нанесенная на лицо индейца, говорила о его мирных или враждебных намерениях. Желтый цвет одежды аристократа в Китае сообщал окружающим, что он принадлежит к правящему дому. А вот в Европе этот цвет в одежде женщины часто свидетельствовал о том, что она «жрица» древнейшей профессии. В парадной одежде монархов и высших лиц католической церкви обязательно присутствовал красный, багряный и пурпурный.

Символика основных цветов

коррекция психоэмоционального состоянияФото: открытые Internet-источники

За многотысячелетнюю историю цветовые символы одежды приобрели такое разнообразие, что к настоящему времени каждый цвет имеет множество часто противоречивых значений:

  • Красный считается цветом борьбы и крови, пролитой во имя благих целей. В то же время он символизирует страсть и сексуальную энергию, а также считается цветом воинов и королей.
  • Оранжевый – символ солнца, его животворящей силы и жара. И одновременно это цвет детства и детских радостей.
  • Желтый – один из самых противоречивых цветов. С одной стороны, он ассоциируется с золотом, богатством и властью. И, вероятно, в связи с этим – с предательством и корыстью. С другой стороны, желтый – цвет порока, разврата, похоти, а также болезни. Об этом напоминают неприятные серо-желтые оттенки.
  • Зеленый традиционно считается цветом надежды и обновления жизни. Он символизирует весну и природу.
  • Голубой символизирует не только холодное спокойствие, умиротворение и нежность, но и отстраненное философствование. В настоящее время этот цвет стал прочно связываться с идеями гомосексуализма.
  • Синий тоже символизирует спокойствие и отстраненность, но как уход от жизни, от активности, погружение в свой мир. Это цвет мрачного и холодного эгоизма, и в то же время несущий в себе признаки элегантности и аристократизма.
  • Фиолетовый – цвет мистиков и людей, увлекающихся разного рода оккультными знаниями. Он символизирует тайну, недосказанность и погруженность в мир фантазий. Более светлые оттенки, например, сиреневый, фиалковый, считаются гламурными цветами, ими увлекаются юные мечтательные девушки, обожающие книги в жанре фэнтези.
  • Розовый – символ гламура, девичьей нежности, романтики и в то же время кокетства и легкомыслия юности.
  • Коричневый ассоциируется с землей и хлебом. С одной стороны, этот цвет считается «плебейским», а с другой, это символ консерватизма и надежности.
  • Черный – цвет скорби, траура, цвет темных сил и ночных кошмаров. Но в то же время его считают одним из самых элегантных и изысканных, универсально подходящих и для делового костюма, и для кокетливого платья. Можно даже сказать, что это цвет дьявола, который носит Prada.

Как несложно заметить, символика цвета настолько противоречива, что не должна бы серьезно влиять на выбор его в одежде. Но тем не менее она влияет, подстраиваясь под обстоятельства. Думаю, многие мне возразят, уверяя, что ни о каких символических значениях цвета при выборе костюма или платья они и не задумываются. Да, не задумываются. Потому что эти значения – часть культурных архетипов, и влияют они на наш выбор чаще всего неосознанно.

Мужские и женские цвета в одежде

В ряде жизненных ситуаций мы вполне сознательно выбираем цвет, руководствуясь традициями и стереотипами. Это имеет отношение не только к трауру или свадьбе, но и связано с гендерным аспектом цветовой символики. Деление цветов на «мужские» и «женские», конечно, условно и связано с культурными традициями. Причем наиболее заметно это разделение стало сравнительно недавно. В прошлом чаще встречалась возрастная градация цвета – от светлых и ярких в юности, до темных, приглушенных в старости. Но в современном унифицированном обществе, которое все больше утрачивает естественные гендерные различия, становится более значима их символическая интерпретация. С одной стороны, заметна явная тенденция стирания различий мужских и женских ролей, образа жизни и предпочтений. А с другой – появляется потребность найти какое-то внешнее выражение гендера. В условиях распространения в одежде стиля унисекс эта роль отводится цвету. Акцент на мужские и женские цвета стал особенно заметен с конца XX века, в первую очередь в детской одежде. Мальчиков принято одевать в одежду голубых оттенков, а девочек – в розовое. Но и во взрослой одежде тоже присутствует деление на мужские и женские цвета, хоть и не так очевидно.

Для женщин, особенно молодых, характерна тяга к нарядам более светлых, разбеленных оттенков и сложных, смешанных цветов. Мужчины же предпочитают чистые и насыщенные оттенки, как правило, более темного тона, чем женщины. Разделение цветов спектра на мужские и женские не так жестко задано, но исследования все же выявили особенности цветопредпочтения разных полов. К мужским цветам можно отнести следующие:

  • синий (в детстве голубой);
  • темно-зеленый;
  • болотный;
  • все оттенки коричневого;
  • серый;
  • черный является универсальным, его в одежде с удовольствием выбирают как мужчины, так и женщины; но для женщин он редко бывает повседневным и надевается по какому-то случаю.

К женским цветам относятся следующие:

  • красный хоть и считается таким же универсальным, как и черный, но в женской одежде он встречается чаще;
  • розовый;
  • оранжевый;
  • желтый;
  • нежно-зеленый и салатовый;
  • нежно-голубой;
  • фиолетовый и сиреневый.

Это не значит, что женщины и девушки совсем не носят одежду, например, коричневых или серых оттенков. Речь здесь идет о преобладающих предпочтениях. И несмотря на то, что мужчины обычно демонстративно показывают отсутствие интереса к вопросам цветовой гаммы в одежде, выбирают они ее оттенки более придирчиво, чем женщины. Можно сказать, что вкусы представительниц прекрасного пола значительно разнообразнее.

Психология выбора цвета

влияние стереотиповФото: открытые Internet-источники

В психологии есть понятие цветопредпочтения, то есть выбора цвета в зависимости от психического состояния. Символика хоть и лежит на поверхности, но не она играет главную роль в предпочтении цветовой гаммы одежды. И наиболее распространенный ответ: «Просто нравится!» – таит в себе очень глубокие причины, связанные с эмоциональным, а нередко и физическим состоянием человека. Думаю, любая женщина хоть раз оказывалась в такой ситуации. Покупая блузку, палантин, плащик или другую деталь одежды, мы любуемся ее цветом. Он привлекает нас настолько, что мы даже на фасон почти не обращаем внимания. Но проходит какое-то время, и появляется разочарование и даже раздражение: «Как я могла выбрать этот цвет? Куда я только смотрела?!» Цвет разонравился, а вместе с ним утратила очарование и вещь в целом. В чем здесь причина? Все дело в том, что выбор цвета зависит от нашего настроения и состояния. Покупали блузку мы в одном настроении, когда наша психика испытывала потребность в воздействии именно этого цвета. Но эмоции изменились, и оттенок воспринимается уже по-другому. Так, в радостном, приподнятом и бодром состоянии нам нравятся такие же бодрые и энергичные цвета: оранжевый, желтый, розовый, ярко-красный, сочный зеленый и т. д. Они вполне соответствуют тому праздничному настроению, что царит в нашей душе. А когда человек устал, его мозг перегружен впечатлениями и эмоциями, на него давит множество незаконченных дел и нерешенных проблем. И яркие цвета начинают раздражать, вызывать активное отторжение, потому что это дополнительная нагрузка на и так уставший мозг. С другой стороны, эти цвета нужны уставшему организму, чтобы взбодриться, увидеть яркие краски жизни, но лучше принимать их дозировано, порциями. Например, дополнить неяркую одежду более красочным, веселым аксессуаром: шарфиком, сумочкой, перчатками и т. д. Оттенки «горячей» части спектра (оранжевый, красный, желтый) согревают и возбуждают, а «холодные» цвета (синий, голубой, фиолетовый) освежают и успокаивают. Зеленый в меру бодрит и в сочетании с желтым создает веселое настроение, а с синим – мрачное и отстраненное. Выбирая тот или иной оттенок, нужно учитывать не только собственное настроение, но и противоречивость цвета. Так, красный хоть и усиливает сексуальную привлекательность, но может вызывать раздражение и повысить агрессивность. А синий, конечно, успокаивает, но одновременно может спровоцировать снисходительное и презрительное отношение к окружающим, усилить эгоцентризм и необщительность. Желтый, несомненно, яркий и веселый, но он совсем не соответствует серьезному деловому настрою и мешает сосредоточиться. Каждый цвет тесно связан с различными, подчас очень сложными эмоциональными состояниями. Более подробно об этом можно узнать из других моих статей, а здесь я хотела бы остановиться на важном моменте, имеющем непосредственное отношение к одежде и образу человека.

Цвет и восприятие человека

культура обществаФото: открытые Internet-источники

Все мы стремимся произвести впечатление на окружающих, даже те, кто активно это отрицает. Кто-то хочет, чтобы его оценивали как надежного делового партнера, кто-то стремится стать своим в веселой и бесшабашной компании, кто-то активно работает над повышением сексуальной привлекательности. А нередко мы преследуем все эти цели, меняя свой образ в зависимости от социальной ситуации. Это очень непростая задача, и окружающие, бывает, воспринимают нас не так, как нам того хочется.

Огромную роль в создании образа человека играет цвет одежды. Причин этого несколько:

  • цвет воздействует на нашего партнера вне зависимости от его желания, часто минуя сознание;
  • цвет создает особый эмоциональный настрой на человека – носителя этого цвета;
  • цвет может вне связи с контекстом общения вызывать симпатию или неприязнь;
  • цвет способен замаскировать наши недостатки, причем не только физические, но и психические, например, дурное настроение, нелюдимость, упрямство.

То есть цветовая гамма в одежде создает особую эмоциональную атмосферу, которая неразрывно связывается с человеком, облаченным в эти цвета, и оказывает сильное влияние на формирование его образа в глазах других людей:

  • Синий вызывает у собеседника ощущение респектабельности и серьезности партнера, поэтому хорошо подходит для делового общения. Но чем светлее этот цвет, тем легкомысленнее. С другой стороны, голубые оттенки вызывают доверие и слегка (а иногда и не слегка) покровительственное и снисходительное отношение.
  • Красный в одежде делает человека более сексуальным, и в то же время это доминирующий, подавляющий цвет. Поэтому собеседник, в одежде которого он преобладает, может вызвать раздражение, особенно в ситуации делового общения.
  • Желтый – очень легкий и даже легкомысленный. Несмотря на ассоциации с солнечным праздником, к человеку в желтом сложно относиться как к серьезному профессионалу. Аксессуары этого цвета оживляют одежду любого оттенка, кроме черного. Сочетание желтого с черным мозг воспринимает как сигнал опасности.
  • Зеленый – максимально комфортный для глаз, но различные его оттенки вызывают разные чувства по отношению к человеку. Светло-зеленый, салатовый, ярко-изумрудный воспринимаются как «детские», несерьезные цвета. Они подходят для летних прогулок или дружеских вечеринок, но создают впечатление несерьезности и непрофессионализма собеседника. В то же время чем темнее зеленый, тем он мрачнее и серьезнее.
  • Оранжевый – очень оптимистичный цвет. Общаясь с человеком в одежде этого цвета, ощущаешь, как поднимается настроение, а губы непроизвольно растягиваются в улыбке. Но если воспринимать оранжевый долгое время, то это утомляет и раздражает, что характерно для всех цветов-энергетиков.
  • Фиолетовый. Его влияние на восприятие собеседника зависит от оттенка и уровня насыщенности. Чем темнее, тем более мрачное впечатление производит человек, носящий этот цвет. С другой стороны, темно-фиолетовый создает атмосферу таинственности и загадочности. А вот светло-сиреневые и фиалковые оттенки вызывают ощущение юности и неопытности.
  • Наиболее легкомысленный цвет – розовый. Он совершенно противопоказан в деловом общении, так как к одетому в него человеку невозможно относиться серьезно.
  • Коричневый – один из лучших цветов для установления деловых отношений. Вне зависимости от оттенка, он создает впечатление надежности и консерватизма. К тому же, общаясь с собеседником в одежде светло-коричневого, бежевого цвета и оттенков охры, мы чувствуем себя уютно и комфортно.
  • Серый – самый неэмоциональный цвет. Он делает человека незаметным, словно стирая его личность. Поэтому чтобы не транслировать окружающим уныние и скуку, лучше дополнять серый костюм аксессуарами более ярких и информативных цветов. А с серым хорошо сочетается почти любой оттенок.
  • Черный – самый известный цвет делового общения. О том, что он создает впечатление аристократизма и элегантности, знают все. Черный годится и для званых вечеров, и для официальных приемов. Но он слишком серьезен для общения с друзьями.
  • Белый воспринимается неоднозначно. Да, он создает впечатление чистоты и свежести, но именно это вызывает ощущение неловкости и даже собственной неполноценности, когда мы общаемся с человеком во всем белом. Поэтому часто начинаем его воспринимать как заносчивого зазнайку.

Я очень кратко вам рассказала о том, какие чувства и впечатления вызывают цвета нашей одежды у окружающих. Но тут нужно учесть, что мы редко одеваемся только в одном цвете. А вот сочетания разных цветов могут вызывать совершенно иные чувства. Но о тайне цветовых сочетаний мы еще поговорим.

Источник:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик »