«Главный интеллектуал Европы ХХ века». Что мы знаем об Умберто Эко?

Источник фото: imdb.com
Источник фото: imdb.com
 

Он многолик – ученый, писатель, философ, публицист. Весь мир покорили его исторические детективы: интеллектуальные и интригующие. Он спровоцировал моду на Средневековье и бум поступлений на исторические факультеты.

«Мы живем ради книг. Сладчайший из уделов в нашем беспорядочном, выродившемся мире», – вложил он в уста героя романа «Имя розы» девиз, под которым жил и сам.

Детство

Умберто Эко родился в 1932 году в старинном городке Алессандрия к югу от Милана. Его дед был подкидышем, и чиновник из мэрии дал ему фамилию от аббревиатуры иезуитов Ех Caelis Oblatus, то есть «дар небес». Дед стал типографом, женился, родилось 13 детей. Его старший сын, будущий отец Умберто, рос фанатом книг, но семья жила на грани нищеты.

«Покупку книг в детстве отец позволить себе не мог и читал в уличных киосках. Брал с прилавка книгу и читал, пока хозяин не гнал его прочь. Тогда он переходил к другому киоску, находил ту же книгу и продолжал читать», – рассказывал Эко.

Отец стал бухгалтером. А дед, выйдя на пенсию, занялся переплетом книг, и они лежали по всему дому – первые книги в жизни Умберто. Мать много читала ему, и он до старости помнил наизусть сказки о замках с сокровищами и тайными подземельями.

«Уверен, что любая прочитанная книга заставляет прочитать следующую», – скажет он позже.

Спорт Эко не любил. Пытаясь быть как все, честно ходил с отцом на стадион, но матчи считал «бессмысленным зрелищем». Отец Умберто был ветераном двух войн. В 1941 году его призвали и на третью – Вторую мировую, а семья переехала в горную деревню. И свою первую премию Умберто получил в десять лет за эссе «Должны ли мы умереть за славу Муссолини и бессмертную судьбу Италии?». После 1945 года он увидит американские комиксы, изучит материалы о европейском Сопротивлении и Холокосте и резко изменит взгляды. В 12 лет Умберто научился играть на трубе и начал писать рассказы и стихи:

«Поэзия – как подростковые прыщи… В 15–16 лет поэзия – это мастурбация. Но хороший поэт сжигает свои ранние попытки, а плохой публикует».

Сочинял он недолго:

«В то время я смотрел на жизнь в духе Платона и считал поэтов и романистов людьми странными, второго сорта».

Зато увлекся психоанализом и прочел все труды Фрейда, Юнга и Лакана. Позже уже знаменитого писателя спросили, не связан ли его интерес к заговорам с некой семейной тайной.

«Я родился в семье, не имевшей никаких тайн, кроме сказок про Деда Мороза, но и в этом я разобрался уже в шесть лет», – засмеялся Эко.

Юность

Отец хотел видеть сына юристом, и Эко поступил в Туринский университет, но вскоре сменил факультет и стал изучать средневековую философию и литературу. Как активист движения «Католическая молодежь» он часто бывал в аббатствах во Франции, увлекся трудами религиозного мыслителя Фомы Аквинского. Фома учил строго научно использовать свой ум, чтобы примирить разум и веру, но для Эко эти понятия оказались несовместимы. В 22 года он покинул лоно католической церкви:

«Неверие для меня – не пассивно усвоенное наследство, а скорее плод долгого, медленного, болезненного процесса».

Карьера ученого

Университет Эко окончил в 1954 году и занялся историей религии, философией Средневековья и семиотикой (наука о значении знаков и символов). Он стал редактором культурных программ итальянской телерадиокомпании RAI, публиковался в крупнейших газетах и журналах. Писал обо всем – о политике, образовании и даже кулинарии, причем так увлекательно, что вскоре прославился на всю Италию. Два года Эко служил в армии, а затем ушел в науку. Первая книга «Проблемы эстетики у Св. Фомы» вышла в 1956 году. Вторая книга (1959) сделала его авторитетнейшим специалистом по Средневековью и была в 1987 году переиздана под названием «Искусство и красота в средневековой эстетике». Философский анализ тенденций в искусстве XX века «Открытое произведение» (1962) еще больше прославило Эко. Потом было много других книг, в том числе для детей. Эрудиция Эко потрясала. Он оперировал понятиями из математики, физики, теории информации, социологии. Изучал влияние дзен-буддизма на западную культуру, феномен лжи, постмодернизм, понятия красоты и уродства… Привлекал примеры из архитектуры, живописи, музыки, кино, рекламы и даже азартных игр. И много писал о массовой культуре: анализировал сюжеты о Супермене и бестселлеры XVIII–XX вв. – от Дюма до Яна Флеминга… Даже стал признанным экспертом по бондологии – всему, что связано с агентом 007 Джеймсом Бондом. Писал Эко на итальянском и английском, на десятки других языков его переводили. В 80-х он стал самым влиятельным интеллектуалом Европы.

Источник:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик »