Великий обман: как нейросеть оживляет умерших, меняет мимику и дубляж в кино?

 
Нейросети пишут сценарии и омолаживают актёров. Просчитывают сметы фильмов и возрастной рейтинг. Реставрируют старые кадры и даже оживляют умерших артистов. The Mag выяснил, как продюсеры и режиссёры используют ИИ в кино и может ли он заменить человека в этой индустрии.
 
Что делать, если актёр заматерился

В августе 2022 года американская студия Lionsgate выпустила на большие экраны фильм «Вышка» — камерный триллер о двух альпинистках, застрявших на верхушке высоченной телерадиомачты, без связи и возможности спуститься вниз. Написал сценарий и поставил фильм британский режиссёр Скотт Манн, который отказался работать в павильонах с цифровыми задниками и велел построить декорации в горах калифорнийской пустыни Мохаве. Несмотря на ливни, шквальный ветер и нашествия красных огненных муравьёв, съёмки благополучно подошли к концу. Но не тут-то было. Студийные начальники высчитали, что главные героини в «Вышке» матерятся 36 раз (всё это были актёрские импровизации). А значит, фильму грозил возрастной рейтинг R, согласно которому лицам до 17 лет обязательно сопровождение взрослого. Lionsgate заказала режиссёру пересъёмку, но тот обратился к техкомпании Flawless и за две недели решил проблему с помощью искусственного интеллекта. Специально разработанный софт модифицировал лица актрис так, что их мимика соответствовала переозвученным и цензурированным диалогам. На пресс-конференции, которая прошла через несколько недель после релиза «Вышки», Манн показал оба фрагмента (изначально отснятый, с матом, и отредактированный) — отличить оригинал от копии никто не смог.

Компания Flawless, называющая себя Hollywood 2.0, меняет мимику актёров в фильмах, чтобы «подогнать» её под иностранную или просто переделанную озвучку. Причём не только в новом кино, но и в старом.
Компания Flawless, называющая себя Hollywood 2.0, меняет мимику актёров в фильмах, чтобы «подогнать» её под иностранную или просто переделанную озвучку. Причём не только в новом кино, но и в старом.
 

Flawless — стартап, который сам Манн и заметил в 2021 году, чтобы в первую очередь решить проблему дубляжа. По мысли режиссёра, когда иностранный фильм переозвучивают местные актёры, в глаза бросается рассинхронизация между движениями губ героя и закадровым голосом. И программа, построенная на методах машинного обучения, должна была устранить её. «Вышка» стала первым заказом компании (не совсем профильным, но весьма успешным), который наглядно доказал: ИИ, во-первых, помогает продюсерам экономить деньги (традиционно студии-мейджоры изначально включают в бюджет некоторую сумму на пересъёмку), а во-вторых, заметно ускоряет темпы производства.

Фильм о Первой мировой войне «Они никогда не станут старше» собрали из видеохроники, которую отреставрировали, раскрасили и замедлили.
Фильм о Первой мировой войне «Они никогда не станут старше» собрали из видеохроники, которую отреставрировали, раскрасили и замедлили.
 
Омолодить артистов или даже оживить умерших

Разумеется, «Вышка» далеко не единственный пример того, как на постобработке в кино применяется ИИ. С его помощью можно довольно много сделать. Например: технологии ретуширования и детализации дошли до того, что теперь «Прибытие поезда» братьев Люмьер 1895 года можно смотреть в разрешении 4К. Или, скажем, отреставрировать хронику: алгоритмы позволяют дорисовать исходники, снятые в архаичном формате 14 кадров в секунду, до нынешнего стандарта 24 к/с. Благодаря этому на старые архивы теперь можно смотреть как на свежий документальный материал: нечто подобное сделал Питер Джексон в своём документальном фильме «Они никогда не станут старше», где он восстановил хронику Первой мировой войны. Можно также создавать частично или полностью цифровые аватары. С помощью технологии Deepfake студии омолаживают пожилых артистов, как было у Мартина Скорсезе в «Ирландце», и возвращают из небытия умерших, как было у Disney в «Изгое-один». Более того, нейросети позволяют конструировать в кадре виртуальные пейзажи и объекты, причём не только на стадии монтажа, но и прямо на площадке в режиме реального времени.

Просчитать смету по сценарию

ИИ полезен и на пре-продакшене. Например, сервис ScriptBook анализирует истории с учётом возрастного рейтинга, а также проверяет их по тесту Бекдела, то есть исследует фильм с точки зрения гендерной предвзятости — просчитывает количество женских персонажей и оценивает, насколько объёмные у них роли. И даже определяет, какие эмоции может вызвать та или иная сцена. А софт Filmustage изучает сценарий и автоматически рассчитывает, сколько актёров будет задействовано в проекте, какие понадобятся локации, реквизит и визуальные эффекты. Похожий функционал есть и у ИИ-платформы Cinelytic, которая сама составляет расписание и смету — с ней уже даже «запартнёрился» голливудский мейджор Warner Bros. С помощью нейросетей продюсеры могут прогнозировать зрительское поведение, а творческая группа — создавать раскадровки и концепт-арты, пользуясь программами, которые конструируют изображение на основе словесного описания. В Сети полно подобных иллюстраций, представляющих собой безумные кинематографические мэшапы: например, «Звёздные войны», если бы их ставил Уэс Андерсон, или «Человек-паук», если бы его снимал Андрей Тарковский.

Придумать рекламный ролик или телепередачу

Любопытные опыты с ИИ проходят и в сфере драматургии. В 2019 году японский бренд Lexus заказал рекламный ролик для своей новой модели авто, и сценарий к ней написал искусственный интеллект IBM Watson (воплотил задумку оскароносный режиссёр Кевин Макдональд). А на российском ТВ сейчас запускается первый в мире сериал, написанный нейросетью A.I. TV Script Generator. Программа, изучив сценарии хитовых телешоу канала СТС, выдала историю о семье Сидоровых, члены которой по ходу действия осознают, что являются персонажами ситкома. Проект СТС — очередное напоминание, что алгоритмы обучаются на уже созданных произведениях, а значит, не способны выдать оригинальный продукт. Даже минутная реклама Lexus потребовала сценарной доработки, при том что ролик довольно бессюжетный. «Нейрофильмы» не будущее индустрии, а лишь отдельный вид курьёза типа VR-контента и интерактивного кино. Поэтому ИИ, вопреки луддистским толкам, не смерть тем или иным профессиям, а лишь вспомогательный инструмент, который предполагает активную вовлечённость «естественного» интеллекта.

Принцессу Лею, которую играла Керри Фишер, умершая в 2016 году, «воспроизвели» с помощью ИИ для нового фильма «Изгой-один: Звёздные войны. Истории». В этот раз ее сыграла Ингвильд Дейла.
Принцессу Лею, которую играла Керри Фишер, умершая в 2016 году, «воспроизвели» с помощью ИИ для нового фильма «Изгой-один: Звёздные войны. Истории». В этот раз ее сыграла Ингвильд Дейла.
 
Нейросеть Midjourney воссоздаёт кадры из несуществующих фильмов — например, как бы выглядели «Звёздные войны», будь они сняты Леонидом Гайдаем в стиле «Кавказской пленницы».
Нейросеть Midjourney воссоздаёт кадры из несуществующих фильмов — например, как бы выглядели «Звёздные войны», будь они сняты Леонидом Гайдаем в стиле «Кавказской пленницы».
Как ИИ возвращает умерших актеров к жизни

Прорыв в ИИ-технологиях повлиял на все сферы человеческой жизни, и кинематограф — не исключение. Продолжающаяся забастовка голливудских актеров и сценаристов привлекла дополнительное внимание к этой теме, т.к. среди требований бастующих — отказ от использования ИИ при производстве фильмов. Но масла в огонь подлила еще одна новость: легендарного актера Джеймса Дина «воскресят» для роли в грядущем блокбастере Back to Eden.

Как умерших актеров возвращают к жизни при помощи ИИФото: YouTube

Конечно, это не первый случай, когда погибший актер возвращается к жизни на большом экране при помощи магии технологий.  и  сыграли в фильмах уже после собственной смерти. Даже сам Дин возвращается не впервые: в 2019 году цифровая копия актера должна была сыграть в отмененном проекте Finding Jack. Но на этот раз все будет немного иначе. По словам компании WorldwideXR, занимающейся иммерсивными технологиями, цифровой Джеймс Дин не только сыграет в фильме. Он сможет взаимодействовать с аудиторией на интерактивных платформах, в том числе дополненной и виртуальной реальности. Речь идет уже не о простой реконструкции образа актера: речь о самом настоящем бессмертии, которое позволит селебрити продолжать карьеру даже после гибели.

Фото: Legion-media

Образ Джеймс Дина — один из сотен, принадлежащих WXR и ее сестринской лицензионной компании CMG Worldwide. Дин ушел из жизни в 1955 году в возрасте всего 24 лет, но оставил после себя большую коллекцию референс-материалов — фильмов. WXR отсканировала бесчисленное множество изображений актера, повысила их разрешение и отдала в обработку экспертам по цифровой графике. После этого к картинке добавили ИИ, аудио и видео — и внезапно материалы стали базой для полноценной цифровой копии актера, которая выглядит, звучит, двигает и даже отвечает на вопросы так же, как Дин. Причем WXR добилась этого результата без т.н. цифрового следа, который оставляют современные селебрити: селфи, посты в социальных медиа, текстовые сообщения, электронные письма и многое другое. Подобная информация также предоставляет много материала, который потенциально можно использовать для создания цифровой копии. Не зря ведь сейчас существуют фирмы, которые предлагают людям загрузить информацию об умерших близких и взамен получить виртуального бота.

Фото: ТАСС
 
недавно предсказал, что он может продолжить сниматься в кино даже после смерти, и его беспокойство разделяют многие другие актеры: цифровое воскрешение мертвых людей способно создать немало этических и легальных проблем. Особенно это касается актеров озвучки. Если раньше при гибели одного актера на роль персонажа брали другого, то при помощи ИИ тратить деньги на преемников нет смысла — цифровая копия голоса отлично справится со своей задачей. Ни одно правительство мира пока не готово предложить жесткие, четко очерченные правовые рамки регулирования подобных вопросов. Если мертвый актер обречен продолжать играть вечно, то кто обладает правами на его творчество? Например, в США все зависит от законов конкретных штатов и контрактов самих актеров. Робин Уильям в завещании ограничил использование своего образа после смерти, но поставленный им срок истекает через 25 лет. А образ  запрещено использовать в порнографических материалах без одобрения правопреемников актрисы.

Фото: ТАСС
 

Тем не менее, и актеры, и продюсеры сходятся во мнении, что использование ИИ-технологий в кино нуждается в разработке нового законодательства для защиты прав мертвых. Причем как знаменитых, так и обычных людей.

Источник:и

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик »