«Тут решения принимают за доли секунды» Зачем геймеров вербуют в армии по всему миру и как они применяют свои навыки?
Содержание
ToggleКиберспорт сейчас представляет собой относительно новый, но большой и растущий рынок в рамках глобальной экономики. По данным аналитиков, общемировой объем этого рынка оценивается в 2,11 миллиарда долларов.
До 5,27 миллиарда долларов увеличится объем рынка киберспорта к 2029 году, по данным аналитической компании Mordor Intelligence
Неудивительно, что геймеры привлекли внимание и военных
Так, американские ученые решили использовать их для тренировки военного искусственного интеллекта (ИИ). Исследователи стали изучать мозговые волны игроков для применения в военных стратегиях, чтобы прокачать фантазию ИИ, который, по замыслу, должен управлять армией воздушных и наземных роботов. На все это Вооруженные силы США выделили большой грант. Интерес военных к геймерам не ограничился исследованием их когнитивных способностей.
Возможность использовать способности киберспортсменов в реальном мире заинтересовала военных рекрутеров, которые увидели в геймерах ресурс для комплектования самых разных войсковых подразделений
Первым делом — самолеты
В 2017 году внимание на киберспортсменов обратили Вооруженные силы Дании (Forsvaret). В ходе эксперимента, запущенного на наиболее посещаемых игровых площадках, командование обнаружило, что любители шутеров способны оперативно реагировать на быстрое изменение ситуации, сохранять самообладание в стрессовой ситуации, а также быстро принимать решения и работать в команде. В проведенном исследовании эти качества были выявлены, в частности, у членов датской киберспортивной команды Astralis. По словам руководителя отдела кадров Министерства обороны Дании майора Андерса Бека, после завершения эксперимента число заявок на прохождение службы увеличилось вдвое.
В результате мы легко нашли квалифицированных кандидатов для нашей летной программы, которая считается одной из самых сложных. Обычно мы рассматриваем от 20 до 40 заявок, прежде чем находим одну подходящую
Андерс Бек майор, руководитель отдела кадров Министерства обороны Дании
Командование Королевских военно-морских сил Нидерландов обратило внимание на то, что управление беспилотниками весьма похоже на компьютерные игры, и решило, что геймеры вполне подходят для пилотирования военных дронов
Первым шагом на пути привлечения геймеров к службе стало создание команды флота по игре Counter Strike: Global Offensive (CS:GO) — KM Esports. Свой первый турнир она с треском провалила, заняв последнее место. Тем не менее командующий Королевским флотом Питер ван ден Берг заявил, что команда и не рассчитывала на победу, пообещав, что к следующим соревнованиям армейцы подготовятся лучше.
Армейский маркетинг
Пожалуй, принцип «главное — не победа, а участие» лучше всего характеризует тактику, которую выбирают армии разных стран, пытаясь как-то встроиться в мир киберспорта и обратить внимание его обывателей на себя. Подтверждение этому можно найти и по ту сторону Атлантики.
Так, в ноябре 2018 года пресс- секретарь Рекрутингового командования Вооруженных сил США Келли Бленд анонсировала появление специальной киберспортивной команды, которая будет защищать честь армии на турнирах и тестировать новые военные приложения
Военные ничуть не скрывают, что киберспортивная команда армии США была основана в целях модернизации информационно-пропагандистской деятельности и привлечения молодых геймеров на службу
Повышение ее привлекательности среди любителей компьютерных игр стало важной задачей для Пентагона, где решили активно использовать геймеров, в частности, для дистанционного управления вооружением. К январю 2019 года заявки на вступление в команду, численность которой всего 30 человек, подали более 6000 солдат. Зачисленным туда бойцам пришлось оттачивать игровые навыки по шесть часов в день, а также разбираться в инструкциях по призывным программам, чтобы отвечать на вопросы потенциальных новобранцев.
Помимо соревнований и трансляций, армейские киберспортсмены стали активно посещать различные игровые выставки и заниматься стримингом таких игр, как Call of Duty, Apex Legends и Fortnite, на платформах Twitch и YouTube. В процессе игры они общаются с несовершеннолетними, стремясь популяризировать среди них службу в войсках и представляя им войну как реальное подобие привычного им шутера
Внимание к деталям и тяжелая работа для достижения долгосрочных целей, решение проблем в условиях острой нехватки времени; упорство, несмотря на чувство разочарования и преграды. Такие навыки находят применение в авиации, в ходе спецопераций, в криптологии и контрразведке
командование Военно-морских сил США из руководства для стримеров по набору кадров
Служба с перерывом на игру
В Южной Корее киберспорт также имеет огромную популярность, а турниры собирают внушительное количество зрителей как перед экранами телевизоров и компьютеров, так и непосредственно в местах проведения.
Корейские геймеры успешно выступают на мировом уровне, а чтобы они не теряли навыки за время срочной службы в армии, им предоставляется не только отсрочка от призыва, но и возможность тренироваться, не покидая войска
С 2017 года в стране ежегодно проходят соревнования по Overwatch среди подразделений Сухопутных войск. В награду победители и финалисты получают деньги, дополнительные увольнения и другие поощрения от Генерального штаба.
По схожему пути пошла Финляндия.
В 2017 году Силы обороны Финляндии заключили с Федерацией компьютерного спорта специальное соглашение, приравняв киберспортсменов к профессиональным атлетам
Профессиональным геймерам все равно нужно проходить срочную службу на протяжении шести месяцев, однако теперь им предоставляется больше выходных дней и возможностей для тренировок, а также дополнительный отпуск для участия в турнирах. В России киберспорт также получил официальное признание в качестве спортивной дисциплины еще в 2016 году. А в апреле 2022 года Федерация компьютерного спорта России представила пакет предложений по поддержке геймеров, среди которых — предоставление отсрочки от армии и создание в ней специализированных рот.
Мы не говорим, чтобы все киберспортсмены не служили, будет отсрочка, но потом, когда придет время, пусть отслужат в специализированной роте, где их навыки будут востребованы. В условиях современного вооружения, когда важна мелкая моторика, а решения нужно принимать за доли секунды, они будут эффективны и смогут принести максимальную пользу родине
Дмитрий Смит президент Федерации компьютерного спорта России
Можно взять игрока в Dota — и он очень легко и быстро научится управлять дронами на высоком уровне
Дмитрий Смит президент Федерации компьютерного спорта России
Пока что проработка мер государственной поддержки киберспортсменов в России находится на этапе инициативы Государственной Думы. Их принятие позволит не только идти в ногу со временем и актуальными тенденциями, но и поощрять развитие и применение навыков широкой аудитории любителей видеоигр. В том числе в военной сфере, претерпевающей сегодня новые динамичные изменения, от соответствия которым зависит оборонный потенциал страны.
***
Повышение роли киберспортсменов в современных армиях стало реальностью и связано с развитием современных военных технологий и систем вооружения, которые требуют новых качеств от управляющих ими людей.
Современные вооруженные силы полагаются на новые технические средства, для управления которыми нужны буквально те же самые навыки, которые используются киберспортсменами. Это в первую очередь необходимость уделять внимание многим показателям и многим событиям сразу
Алексей Наумов политолог, эксперт Российского совета по международным делам
Значение новобранцев с геймерскими навыками при этом еще больше усилится при распространении беспилотных систем, отметил в разговоре с «Лентой.ру» политолог, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Алексей Наумов. «Мы будем видеть, как люди, которые дистанционно управляют техникой, оказываются более востребованы, чем люди, которые могут долго таскать тяжелые рюкзаки», — подчеркнул он, заметив, что киберспортсмены вполне могут быть физически хилыми, но обладать необходимыми ментальными возможностями для управления системами вооружений.
Когда отсутствует опасность гибели значительного количества людей, политически и социально этот военный конфликт выглядит более безопасным. Соответственно, у генералов и политиков может быть соблазн начинать военные конфликты, зная, что погибнет меньше людей
Алексей Наумов политолог, эксперт Российского совета по международным делам