Столкновение цивилизаций: теория Самуэля Хантингтона

Когда в 1993 году появилась книга американского социолога и политолога Самуэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций», она вызвала активную дискуссию не только среди специалистов, а вообще среди интеллектуального сообщества. Помню, с каким скептическим настроем я читала ее в первый раз. Мне казалось, что прогнозы Хантингтона слишком политизированы и, значит, ангажированы. Потом мое отношение стало меняться по мере того, как за последнюю четверть века прогнозы этого мыслителя стали сбываться один за другим.

Чисто пространственно наибольшую площадь занимает западная культура, на втором месте православная, которая фактически совпадает с границами бывшего СССР. Хантингтон исходил из того, что после окончания холодной войны, которая четко определяла геополитический расклад, остался только один критерий разделения цивилизаций — культурный. Отсюда его вывод: в будущем войны будут не между странами, как то было раньше, а между культурами.

Карикатура на С. Хантингтона, держащего в руке расколотый глобус

Анализируя новую ситуацию, Хантингтон сделал прогноз, что самой реальной является будущая война между западной и исламской культурами. Ислам, на фоне христианства — молодая религия, и она переживает период роста. Для таких периодов характерно агрессивное распространение на большие территории, попытка утвердиться на новых землях. Исламские страны сейчас переживают демографический взрыв, им нужны новые территории, уже, кстати, благоустроенные. А что лучше подходит под это дело, как не старушка Европа?

Хантингтон подчеркивал, что между исламской культурой и остальными — кровавые и границы.

Подобный процесс экспансии в другие страны, к слову, пережило христианство в XV-XIX веках, когда европейцы насаждали свою религию по всему земному шару и весьма преуспели в этом, христианизировав большую часть мира.

Но сейчас западная культура уже пережила свой пик. Она встречает сопротивление также со стороны синской культуры (в смысле — Китая). Китай стремится к гегемонии в восточно-азиатском регионе, и сейчас мы видим, что так оно и случилось.

Хантингтон называл исламскую и синскую культуры цивилизациями претендентов и считал, что они могут заключить союз против западной. Японию, Индию и Россию социолог называл качающимися цивилизациями , поскольку они в этом противостоянии могут принять любую сторону.

Понятное дело, Хантингтона много критиковали, но, если отбросить ложную политкорректность, то в чем он не прав?!

Самюэль Хантингтон. Столкновение цивилизций (Ч.1)

Справка

Самюэль Филлипс Хантигтон (1927 — 2008) – американский социальный философ и политолог. Разработчик политических концепций «столкновение цивилизаций» и «волн демократизации». Также он являлся одним из тех, кто в начале 1970-х «уничтожил» концепцию модернизации вместе с И. Валлерстайном.

Сути и смыслы

Добрался я и до Хантигтона. Его книга «Столкновение цивилизаций» возникала из статьи, которую Хангтингтон писал для журнала «Foreign Affairs» в 1993 году, и которая наделала много шума и последовавшей критики среди политического и ученого сообществ. Сама же книга вышла спустя три года – в 1996-ом.

О мире после Холодной войны

В мире после холодной войны культура и сознание различной культурной идентичности определяет модели сплоченности, дезинтеграции и конфликта. Момент эйфории по окончании холодной войны породил иллюзию гармонии, и вскоре оказалось, что это была именно иллюзия. Мир стал другим по сравнению с началом 1990-х годов, но не обязательно более мирным. Ученые анализируют мир, оперируя парами Восток – Запад, Север – Юг, центр – переферия. У мусульман традиционно существует деление на дар аль-ислам и дар аль-гарб, обитель мира и обитель войны. Это разграничение было отражено и в каком-то смысле перевернуто после холодной войны американскими учеными, которые поделили мир на «зоны мира» и «зоны нестабильности». Первые включают в себя Запад и Японию – около 15% мирового населения, последние – все остальное. На более высоком уровне конфликты между бедными и богатыми маловероятны, потому что, за исключением особых обстоятельств, бедным странам не хватает политического единства, экономического потенциала и военной мощи для того, чтобы бросить вызов богатым государствам.

Полицивилизационный подход к международным отношениям после Холодной войны утверждает, что:

  • силы интеграции в мире реальны и именно они порождают противодействие сил культурного утверждения и цивилизационного сознания;
  • мир разделен на западную и не-западную совокупности;
  • национальные государства есть и останутся наиболее важными игроками на международной сцене, но их интересы, союзы и конфликты между ними в значительной степени определяются культурными и цивилизационными факторами;
  • в мире на самом деле царит анархия, он изобилует межплеменными и национальными конфликами, но конфликты, которые представляют наиболее серьезную угрозу для стабильности, – это конфликты между государствами или их группами, относящимися к различным цивилизациям.

О цивилизациях

Каждая цивилизация видит себя центром мира и пишет свою историю как центральный сюжет истории человечества. Цивилизационное общество отличается от примитивного тем, что оно оседлое городское и грамотное. Из всех объективных элементов, определяющих цивилизацию, наиболее важным, однако, является религия. Глобальная связь – одно из наиболее значимых проявлений западного могущества. Индивидуализм остается отличительной чертой Запада среди цивилизаций двадцатого века. Коран и шариат составляют основополагающий закон для исламских государств; в Японии и Индии существуют классовые системы, весьма схожие с сословиями Запада (возможно, в результате этого только эти две не-западные цивилизации могут выдержать демократическое правительство в течение любого времени).

 
О модернизации

На социальном уровне модернизация усиливает экономическую, военную и политическую мощь общества в целом и заставляет людей этого общества поверить в свою культуру и утверждаться в культурном плане. На индивидуальном уровне модернизация порождает ощущение отчужденности и распада, потому что разрываются традиционные связи и социальные отношения, что ведет к кризису идентичности, а решение этих проблем дает религия.

Самюэль Хантингтон. Столкновение цивилизций (Ч.2)

Продолжение смыслов из книги С. Хантингтона «Столкновение Цивилизаций».

О религии

Что же делает культуру и идеологию привлекательными? Они становятся привлекательными, когда в них видят корень материального успеха и влияния. Натболее очевидной, наиболее яркой и наиболее мощной причиной глобального религиозного возрождения стало то же самое, что считалось причиной ее смерти: процессы социальной, экономической и культурной модернизации, которые происходили по всему миру во второй половине двадцатого века. Рост исламского населения является основным фактором, вызывающим конфликты вдоль границ исламского мира между мусульманами и другими народами. Перенаселенность в сочетании с экономической стагнацией способствует миграции мусульман на Запад и другие немусульманские общества, создавая из эмиграции проблему для этих стран. Исламское возрождение сойдет на нет и канет в Лету. Это, скорее всего, произойдет после того, как демографический импульс, подпитывающий его, ослабеет во втором–третьем десятилетии двадцать первого века. Милитаризм, «неперевариваемость» и близкое соседство не-мусульманских групп являются постоянными характерными особенностями ислама и могли бы послужить для объяснения мусульманской конфликтности на протяжении истории. Более убедительным факторм, объясняющим как внутриисламские конфликты, так и конфликты вне его границ, является отсутствие в исламе одной или нескольких стержневых стран.

О Китае и китайцах

Китай поставил перед собой две задачи: стать центром китайской культуры, стержневой страной, цивилизационным магнитом, на который будут ориентироваться все остальные китайские сообщества, и восстановить утраченное в девятнадцатом веке историческое значение ведущей державы в Восточной Азии. К началу 1990-х годов китайцы составляли 1% населения Филиппин, но отвечали за 35% продаж местных фирм. В середине 1980-х в Индонезии было 23% китайцев от общего населения, но в их руках было сосредоточено около 70% местного частного капитала. Семнадцать из двадцати пяти крупнейших компаний контролировались китайцами, а один китайский конгломерат давал 5% ВНП Индонезии. В начале 1990-х китайцы составляли 10% населения Тайланда, но владели девятью из десяти крупнейших фирм и отвечали за 50% ВНП. Китайцы составляют примерно одну треть населения Малайзии, но экономика практически полностью в их руках. Вся восточноазиатская экономика вне Японии и Кореи – это, по сути, китайская экономика. В 1992 году 80% прямых инвестиций в китайскую экономику (11,3 миллиарда долларов) пришлось на долю зарубежных китайцев , преимущественно на Гонконг (68,3%), а также на Тайвань (9,3%), Сингапур и Макао. Ядром любых сознательных действий, направленных на противодействие Китаю и его сдерживание, должен был бы стать американо-японский военный союз.

О мире

То, что для Запада – универсализм, для остальных – империализм.

Запад пытается и будет продолжать пытаться сохранить свое высокое положение и защищать свои интересы, называя их интересами «мирового сообщества». Это выражение стало эвфемизмом (заменив «свободный мир») и призвано придать иллюзию правомочности в глазах всего мира действиям, отражающим интересы США и других западных стран.

Источник:  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик »