Легендарная Лени Рифеншталь: победительница или жертва?

Удивительная женщина, которая ни при каких обстоятельствах не теряла силу духа и жажду к жизни. Всегда могла подняться после сокрушительных ударов судьбы и роковых ошибок и продолжать жить, оставаясь активной и целеустремленной до конца жизни. Она известна, как успешный кинорежиссер-документалист, отличный фотограф, была актрисой и танцовщицей, познала поклонение и осуждение общественности, так как стала «личным режиссером Гитлера и пропагандисткой Третьего рейха», но увидев зверства фашистов воочию, убедившись в жестокости правящей партии, отказалась от сотрудничества. Что не спасло ее от порицания общественности. Несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться в жизни, сумела реализовать себя в различных сферах искусства и внести собственное имя в мировую историю. Как утверждал один из исследователей культуры Германии, В.Ф. Калязин, если бы она развивалась в любой сфере искусств: кинорежиссура, фотография, танцы, актерство, она бы везде достигла успеха, но «…осталась особой предельно самовлюбленной и одновременно бескорыстной и самоотверженной, существом слабым, но несгибаемым, вечно возрождающимся из бесчисленных травм, увечий и позорных изгнаний с пьедестала искусства…»
Легендарная Лени Рифеншталь: победительница или жертва?
 
Лени родилась в августе 1902 года, в Берлине.

Отец, Альфред Рифеншталь, был удачным коммерсантом. Мать, Берта (в девичестве Шербах), домохозяйкой. У Лени был брат, Хайнц, который был младше на 2 года, он погиб на Восточном фронте во время Второй мировой войны.

Лени в детстве
Лени в детстве
 
Танец в исполнении Лени

Отец, чтобы пресечь увлечение дочери на самом корню, отправил ее в пансион, но Лени и там в тайне от отца продолжала занятие танцами и даже участвовала в театральных постановках. Отец видел свою дочь в качестве секретарши на своем предприятии, но когда он потребовал у дочери отказаться от своих увлечений, Лени настояла на своем и на протяжении 3 лет обучалась балету под руководством русской балерины Е. Эдуардовой, а также в балетной школе, которой руководила Ютта Кламт. Через 4 года после начала профессиональными занятиями танцами (за такой короткий срок трудно усвоить все таинства танцевального искусства), состоялось первое сольное выступление Лени, которое восторженные зрители приняли на «ура». На утро в газетах появились восторженные рецензии: «… Величие танцовщицы, рождающейся раз в тысячу лет …». Главное, успех Лени примерил ее с отцом, который не стал препятствовать ее творческой карьере.

Выступления Лени Рифеншталь
Выступления Лени Рифеншталь
 

На пике славы Лени прекратила свою танцевальную деятельность, так как ее захватил мир кино. Посмотрев фильм «Гора судьбы» Арнольда Франка, она решила стать актрисой. Не откладывая дело в долгий ящик, написала именитому режиссеру письмо, отправив его вместе со своими фотографиями и рецензиями на выступления. Что покорило режиссера, настойчивость, решительность или красота и грация молодой танцовщицы неизвестно, но он сразу предложил ей роль в новом фильме «Священная гора», и сам написал сценарий к нему.

Лени Рифеншталь в фильме "Снежная гора"
Лени Рифеншталь в фильме «Снежная гора»

Отказ от танцевальной карьеры оказался легким, так как Лени уже видела себя актрисой, кроме того, травма колена, которую она получила на одном из выступлений, ставила под вопрос ее возвращение на сцену. На протяжении последующих пяти лет ее основной работой стало кино. Она снялась в 5 фильмах, режиссером которых стал все тот же Арнольд Франк. Но этого показалось мало молодой актрисе.

Фильм с участием Лени Рифеншталь
Фильм с участием Лени Рифеншталь
 
Ее заинтересовала операторская работа

Она на практике стала изучать технический процесс съемок, учась у операторов и режиссеров картин, в которых снималась. В 30-е годы, после головокружительного успеха, получив предложение сниматься в фильме у Джозефа фон Штенберга, известного американского кинорежисёра, Лени решительно отказалась, так как ей уже не хотелось быть актрисой, она мечтала о карьере режиссера. Лени начала снимать свой первый фильм «Голубой свет», где она была и режиссером, и сценаристом, и продюсером, и монтажером, и исполнительницей главной роли. Денег катастрофически не хватало, поэтому она параллельно снималась в фильме «Белое безумие», чтобы получить средства для съемок своего первого фильма. Лени самоотверженно отдавалась работе, и даже, когда в результате разорвавшегося факела пламенем были обожжены рука и лицо, она не приостановила съемки.

Рабочий процесс во время съемок фильма
Рабочий процесс во время съемок фильма

Кинокартина была восторженно встречена на Венецианском фестивале, критики отмечали отличную игру актрисы, восхищались режиссурой и операторской работой. Но с этого момента, ее жизнь круто изменилась. В это время в Германии развивалось нацистское движение, которое проводило политику трансформации немецкой нации в нацистскую. Лени, посетив один из митингов, где выступал Адольф Гитлер была была заворожена его речью и под впечатлением увиденного написала ему восторженное письмо. Вскоре в ее квартире раздался звонок, с ней говорил адъютант фюрера и приглашал ее на личную встречу с Гитлером. Она отказалась от выгодного предложения, американская компания «Юниверсал» предложило ей работу в Америке за баснословный гонорар, и поехала на встречу с фюрером, которую можно считать роковой в ее жизни. Состоялась длительная беседа, после которой Лени еще больше восторгалась своим кумиром, а Гитлер сразу понял, что Лени Рифеншталь именно тот режиссер, талант которого можно использовать в своих интересах. Он посчитал, что с помощью хорошего кино можно пропагандировать идеи национал-социализма не напрямую, а с хорошим художественным вкусом.

Легендарная Лени Рифеншталь: победительница или жертва?
Фото: открытые Internet-источники
 

Вскоре он предложил Лени снять документальный фильм о слете националистической партии в Нюрнберге, который состоялся в сентябре 1934 года. Рифеншталь была молода, ничего не смыслила в политике, только умела самозабвенно отдаваться своей работе, поэтому согласилась на предложение Гитлера. 6 дней съемок, сотни часов отснятого материала, полгода работы над монтажом и в результате фильм — «Триумф воли». Как художественное произведение фильм был оценен очень высоко. До нее никто так не снимал, безмолвные кадры в музыкальном сопровождении гипнотически воздействовали на зрителя. Она не была фанаткой Гитлера, его единомышленницей, просто очень любила свою работу, любила работать и сделала ее качественно и талантливо. За этот фильм она получила главную немецкую кинопремию, золотую медаль за лучший документальный фильм в Венеции и золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Легендарная Лени Рифеншталь: победительница или жертва?
Фото: открытые Internet-источники
 
Затем был фильм «Олимпия» об Олимпийских играх 1936 года, который критики считают лучшим в ее творчестве. После окончания Великой Отечественной войны, в 1945 году, Лени Рифеншталь арестовали, обвинив в пособничестве национализму. Суд снял все обвинения в пропаганде фашизма, но ей пришлось провести 3 года в лагере. Все от нее отвернулись, забыв об успехах, наградах, былом триумфе. Но главное, ей запретили работать в кинематографе. Она попыталась снять 5 фильмов в течение 1955 ода, но ни один фильм не вышел на экраны. Ее работа, как кинорежиссера закончилась. Только железная воля и сильный характер Лени, ее жизнелюбие, не позволили ей сломаться. Не имея возможности заниматься кино режиссурой, она стала фотографом. И это стало делом ее жизни в последние 50 лет ее творчества.
 
В 1962 году она организовывает поездку в Судан.

Для творческой экспедиции необходимо было собрать группу из водителя, носильщика, механика, но денег не хватало. Тогда в ее жизни появился Хорст Кеттнер, который заменил всех нужных специалистов в одном лице, и после этого был ее помощником и соратником все годы, сопровождая во всех поездках.

Легендарная Лени Рифеншталь: победительница или жертва?
Фото: открытые Internet-источники
 

И в этой сфере она добилась успеха, как и во всем, чем занималась Лени. Ее фотоальбомы об Африке помогли ей выйти из забвения. Но прошлое не оставляло ее. Несмотря на успех, многие критики увидели в черных телах нубийцев «нацистскую эстетику». И вновь посыпались обвинения. В любом ее творении, будь то фотография или кинокартина, после обвинения в пособничестве нацистам старались увидеть то, что стало причиной ее «изгнания с пьедестала искусства» .

Легендарная Лени Рифеншталь: победительница или жертва?
Фото: открытые Internet-источники
 

Не работать она не могла, а заниматься любимым делом не удавалось из-за постоянных критических рецензий. И тогда она обратила взгляд на окружающий мир. В 75 лет она стала снимать подводный мир, и как сказал один из ее биографов: «Сосредоточься она только на подводных съемках, — и имя ее, как и имя Кусто, в равной степени служило бы символом движения за сохранение живой природы». Чтобы получить удостоверение дайвера ей пришлось обмануть инструктора, уменьшив возраст на 20 лет. Со свойственной ей неуемной страстью она отдалась новой работе, погружаясь в безмолвную тишину подводного мира. Целых двадцать лет жизни она посвятила новой работе, совершила более 2000 погружений, и только в 98 лет оставила камеру.

Легендарная Лени Рифеншталь: победительница или жертва?
Фото: открытые Internet-источники
 

Здесь уже не к чему было придаться даже самому строгому критику. Какую «пропаганду» можно увидеть в фотографиях, которые рассказывают об удивительном подводном мире? Ее фотоальбомы «Коралловые сады» и «Чудо под водой» были признаны лучшими работами в области фотографии. Их неоднократно переиздавали. До конца своей жизни она приковывала взгляды, стала примером мужественности, силы воли и неукротимой жажды жизни.

Личная жизнь

Если говорить о личной жизни, то отношения с мужчинами не складывались из-за ее решительности, самостоятельности и незаурядности. Что говорить, Лени Рифеншталь добилась успеха во многих творческих областях. У нее были бурные романы, она влюблялась, расставалась и считала, что ее мужем может стать только человек незаурядный и «немного сумасшедший», чтобы отважится на роман с ней. Таких » немного сумасшедших» было в ее жизни двое. С первым мужем она встретилась в 1940 году. Это был обер-лейтенант Петер Якоб. Их встреча состоялась во время сьемок очередного фильма. Он покорил ее своей страстью и заботой. Их романтические отношения продлились 4 года, и только в 1944 году Петер и Лени поженились. Их официальный брак продлился недолго, но после расставания они остались хорошими друзьями. Петер всегда приходил на помощь в трудные минуты ее жизни. А Лени длительное время носила его фамилию — Якоб.

Легендарная Лени Рифеншталь: победительница или жертва?
Фото: открытые Internet-источники
 

Вторым мужем, стал молодой человек, который был «специалистом в одном лице», когда Лени отправилась в экспедицию в Африку. Хорст Кеттнер. На момент встречи Лени было 60 лет, Хорсту — 20.

Легендарная Лени Рифеншталь: победительница или жертва?
Фото: открытые Internet-источники
 

И как всегда жизнь Лени была под пристальным вниманием. Одни говорили, что это сумасшествие связывать жизнь с человеком намного младше ее, а Хорста обвиняли в корысти, но те кто знал эту пару близко, утверждали, что более гармоничных, доверительных и нежных отношений не видели. Хорст стал для Лени не только близким человеком, но и другом, соратником, помощником во всех начинаниях. Разница в 40 лет не стала помехой их отношениям и творческому тандему. Столько же лет отмерила им судьба совместной жизни. Они прожили 40 лет вместе и узаконили свои отношения, когда Лени исполнилось 100 лет.

Легендарная Лени Рифеншталь: победительница или жертва?
Фото: открытые Internet-источники
 

8 сентября 2003 года, в возрасте 101 года, Лени Рифеншталь скончалась в своем домике у озера в городе Пёккинг. Рядом с ней до последней минуты был Хорст, не отпуская ее руку. Когда умерла Лени, 61-летний Хорст сказал, что только после ее смерти почувствовал себя стариком.

Фотоработы Лени Рифеншталь
Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь.1 часть.1993
Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь.2 часть .1993
Источник:   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик »