Фриц Тодт

Фриц Тодт (нем. Fritz Todt4 сентября 1891Пфорцхайм — 8 февраля 1942, около РастенбургаВосточная Пруссия) — государственный и политический деятель Германии, рейхсминистр вооружения и боеприпасов (1940—1942), обергруппенфюрер СА, генерал-майор Люфтваффе[1].

Биография

Учился в Высшей технической школе в Мюнхене и в Карлсруэ. Участвовал в Первой мировой войне. Член НСДАП с 1923 года. В 1938 году возглавил организацию Тодта, занимавшуюся строительством важных военных объектов, железных дорог и скоростных автомагистралей. Одновременно в 1940 г. назначен рейхсминистром вооружения и боеприпасов. В этом качестве принимал участие в проведении операций прикрытия подготовки нападения на СССР, например, в Ауфбау Ост. В ноябре 1941 года рекомендовал Гитлеру войну против Советского Союза прекратить. Тодт считал, что «в военном и экономическом отношении Германия войну уже проиграла». Погиб в авиационной катастрофе под Растенбургом 8 февраля 1942 года.

Тодт занимал сразу посты трех министров. В ранге министра он был начальником всего дорожного строительства, начальником всех водных путей рек и мелиоративных сооружений, а также всех электростанций и кроме того — личным уполномоченным Гитлера, министром по производству вооружений и боеприпасов. В рамках четырехлетнего плана Геринга он возглавлял строительную отрасль и сверх того создал Организацию Тодт, которая возвела Западный вал, строила на побережье Атлантики базы-бункеры для подводных лодок, да еще — и дороги в оккупированных странах — от Северной Норвегии до Южной Франции и России. Таким образом Тодт сосредоточил в последние годы жизни в своих руках важнейшие технические программы. Поначалу еще сохраняя видимость различных ведомств, его создание представляло собой будущее министерство по делам техники, тем более, что в партии он возглавлял главный отдел техники и одновременно еще и председательствовал в головном объединении всех технических объединений и союзов.[2]

Рудольф ГессГенрих ГиммлерФилипп Боулер, рейхсминистр Тодт и Рейнхард Гейдрих (слева направо) на выставке «Планирование и построение нового порядка на Востоке». Берлин, 20 марта 1941 года

Из воспоминаний личного пилота Гитлера Ганса Баура:

«Рейхсминистр доктор Тодт был везде желанным гостем, его любили все. Им восхищались, поскольку, несмотря на свои великие таланты, он вел себя достаточно скромно. За день до своей смерти он долго о чем-то докладывал Гитлеру. Я провел с ним вечерние часы. Он сказал мне, что хочет вернуться в Берлин на следующий день рано утром и что может захватить с собой Шпеера, который был вместе с ним у Гитлера.

На следующее утро, как обычно, в 8.30 я поехал на аэродром. Еще издалека я увидел клубы черного дыма, а спустя некоторое время, метрах в 50 от взлетной полосы, – горящий «Хейнкель». Я сразу понял, что это самолет доктора Тодта. «Хейнкель» только что заправили 3400 литрами бензина, так что пламя все продолжало бушевать. Я послал за длинными шестами, чтобы вытащить тела из огня, пока они не сгорели до угольков. На пламя направили струи пяти огнетушителей, тем самым немного сбив его. Шестами нам удалось вытащить тела. Доктор Тодт лежал лицом вниз, одним боком на земле, его тело все еще было вполне узнаваемо. Я выяснил, что Шпеер не полетел вместе с ним. Помимо доктора Тодта и трех членов экипажа, на борту самолета находились также несколько отпускников. Они все сгорели заживо. Естественно, я сразу же стал собирать свидетельства очевидцев катастрофы, чтобы попытаться определить ее возможную причину. Погодные условия в тот день были крайне неблагоприятными: сильный ветер, облачность на высоте от 200 до 300 метров, то и дело шел снег. Дежурный на аэродроме сделал отметку о точном времени вылета самолета. Через три минуты после этого он увидел, что «Хейнкель» Тодта возвращается. Это само по себе было странно, но еще больше удивительно то, что самолет шел на посадку с невыпущенным шасси. В голове у дежурного пронеслась мысль, что при таком сильном попутном ветре шансы на успешную посадку невелики – слишком мало места для торможения. Внезапно, когда «Хейнкель» находился всего в 100 метрах от края летного поля, из его хвостовой части вырвался столб голубого пламени. Это видели обитатели соседнего поместья. На «Хейнкелях» топливо закачивалось в крылья, поэтому бензин не мог стать причиной взрыва. Все свидетели единогласно утверждали, что пламя било из задней части самолета. Мы пришли к выводу, что вряд ли это была диверсия. Летчики погибли сами, и, кроме того, доктора Тодта все очень любили. Вряд ли взрыв мог быть устроен кем-нибудь из посторонних – аэропорт охранялся очень плотно и надежно. Истинная причина гибели самолета представляла собой загадку. Комиссия из министерства авиации исследовала все сохранившиеся фрагменты, но так и не смогла прийти к однозначным выводам. Были изучены все документы, касающиеся этого «Хейнкеля». У каждого самолета имеется сопровождающая его документация, в которой отмечается все, что с ним происходило: замена двигателей, поломки и ремонтные работы. Вырисовывалась следующая картина. Самолет доктора Тодта отправили на капитальный ремонт, во время которого полностью разобрали, проверили каждый узел, заменяя при этом негодные или поврежденные детали. На четырнадцать дней, которые требовались для капитального ремонта, в распоряжение Тодта предоставили другой «Хейнкель», принадлежавший одному из подразделений военно-воздушных сил. Эта часть некоторое время находилась на фронте, и, как и на всех самолетах, побывавших на фронте, на нем был установлен так называемый взрыватель, представлявший собой небольшую коробочку с килограммом взрывчатки, – его приводили в действие, дернув за веревку с небольшим кольцом. Взрыватель находился под сиденьем летчика. В случае необходимости самолет можно было разнести взрывом на мельчайшие фрагменты. Встроенный часовой механизм позволял летчикам покинуть перед этим самолет в течение трех минут. Возможно, именно взрыватель и сыграл роковую роль в судьбе министра. Доктор Тодт обычно сидел в кабине рядом с летчиком, на месте бортинженера. Незадолго до вылета он прошел через маленький салон в кабину пилота. Проход был очень узким, и доктор Тодт, одетый в меховое пальто, едва протиснулся в кабину. Он ждал, пока бортинженер, который одновременно исполнял и обязанности радиста, поднимет посадочное шасси и сможет покинуть место рядом с пилотом. Возможно, когда Тодт протискивался к сиденью, колечко от веревки взрывателя зацепилось за одну из пуговиц на его ботинках, и, таким образом, он привел в действие таймер и детонатор. Горение шнура взрывателя привело к появлению в кабине дыма, что в свою очередь автоматически привело к включению сигнала тревоги. За этим последовали поиски источника дыма, который команда, вероятно, нашла довольно быстро. К тому времени самолет находился в воздухе уже около двух минут. Начались гонки со смертью, исход которых решали секунды. Шасси было убрано, а выпустить его уже просто не хватало времени. Предстояло садиться, несмотря на сильный попутный ветер. Самолет подходил к аэродрому, когда до взрыва оставалось несколько секунд. Взрыватель сработал. Самолет подбросило вверх примерно на 30 метров, затем он упал, разбился и полностью сгорел. Гитлер, которому мне пришлось докладывать об этом происшествии со всеми подробностями, очень глубоко переживал эту потерю».

Адольф Гитлер выступает на похоронах Фрица Тодта

 

Преемником Тодта на посту рейхсминистра вооружения неожиданно стал архитектор Альберт Шпеер.

Награды
Иностранные награды
Могила

В настоящее время могила Фрица Тодта остается без опознавательного знака из-за распоряжения властей Германии. На изображениях ниже ясно видно месторасположение захоронения на Инвалиденфридхоф в БерлинеГермания, в зоне захоронений С (нем. Berlin Invalidenfriedhof, Grabfeld C).

Примечания
  1.  В эпизоде выпуска Die Deutsche Wochenschau февраля 1942 г., посвящённом похоронам Тодта и воспоминаниям о нём, он не только именуется генерал-майором, но неоднократно появляется как в форме СА, так и в форме люфтваффе с хорошо различимыми знаками различия.
  2.  Шпеер А. Воспоминания. — Смоленск: Русич; Москва: Прогресс,1997. Глава 14. Прыжок в новую должность
  3.  [ Мемуары Баур Г. Личный пилот Гитлера. Воспоминания обергруппенфюрера СС. 1939-1945].
Ссылки
  • Биография Фрица Тодта
  • Награды Фрица Тодта  (англ.)
Организация Тодта

Тодт организация ( OT для краткости) была гражданской и военной инженерной группой в Третьем рейхе . Он был назван в честь того, кто был его основателем и руководителем до 1942 года, Фрица Тодта , инженера и важной фигуры нацизма, в качестве генерального агента по регулированию строительной индустрии ( Generalbevollmächtigter für die Regelung der Bauwirtschaft ). Организации было поручено реализовать большое количество строительных проектов в гражданской и военной областях как в Германии в период, предшествовавший Второй мировой войне, так и во время нее, а также в странах Европы, находившихся под властью нацистов , из Франции. в Россию . Почти все основные операции по гражданскому строительству во время войны проводились Организацией, включая оружейные заводы, базы подводных лодок и линии укреплений, такие как Атлантическая стена или линия ГуставаВо время войны в OT было лишь небольшое количество руководителей, технических консультантов и архитекторов , но было нанято значительное количество иностранных рабочих (1,400,000 в 1944 году), в основном через принудительный труд или в рамках STO, которым руководил Фриц Заукель .

История организации делится на три основных периода:
  1. С 1933 по 1938 год:
    • в эти годы роль Фрица Тодта проистекает в основном из его функций «генерального инспектора немецких дорог» ( Generalinspektor für das deutsche Straßenwesen ); его основная задача — строительство немецкой сети автомагистралей, для чего используется принудительный труд через Службу труда Рейха  ;
  2. с 1938 по  :
    • этот период начинается с официального создания собственно «Организации Тодта» и заканчивается гибелью ее основателя в авиакатастрофе.  ; проекты Организации стали почти исключительно военными, и в 1940 году Тодт был назначен «  министром вооружений и боеприпасов  » ( Reichminister für Bewaffnung und Munition );
  3. из  в  :
    • Альберт Шпеер становится преемником Фрица Тодта, и Организация Тодта присоединяется к Министерству вооружений и боеприпасов, которое становится «Министерством вооружений и военного производства» ( Reichsministerium für Rüstung und Kriegsproduktion ) в.
С 1933 по 1938 год: проект автобана.

Проект автобана берет свое начало в частном консорциуме, основанном в 1926 году в рамках Веймарской республики , HaFraBa ( ось Гамбург — Франкфурт — Базель ), социальной целью которого является подготовка строительства автострады, соединяющей города Ганзы в Базель через Франкфурт . Указ Гитлера о запуске проекта Reichsautobahnen или полной сети автомагистралей дал компании новое измерение. Его реализация возложена на фюрера к Фрица Тодта , назначенный генеральным инспектором немецких дорог. В 1934 году Тодт получил должность, эквивалентную должности начальника штаба. Как компетентный администратор, он может похвастаться тем, что в 1938 году завершил строительство более 3000 километров автомагистралей, что сделало проект автобана одной из демонстраций нацистского режима. В этот период Тодт создает сердце организации, которая будет носить его имя. Расширение конгломерата, контролируемого Тодтом, его скорость, а также растущее превосходство его лидера — это хрестоматийный пример того, как компетентный и решительный политический лидер может увеличить свою личную власть и власть. Влияние в контексте — неопределенное. и безразличный к законничеству — к поликратии, установленной Адольфом Гитлером. Первоначально проект автобана полагался на рынок труда как на источник рабочей силы: Германия пыталась оправиться от Великой депрессии, и «оружия» хватало. Когда экономика восстановилась, что сопровождалось нехваткой доступной рабочей силы, в 1935 году Тодту было разрешено использовать принудительный труд через Службу труда Рейха ( Reichsarbeitsdienst ); в соответствии с закономвсе немецкие мужчины в возрасте от 18 до 25 лет обязаны проработать шесть месяцев на государственной службе. Эта услуга по трудоустройству оплачивается в несколько более высоком размере, чем пособие по безработице.

С 1938 по февраль 1942: Организация Тодта

Немецкий солдат перед батареей Тодта , береговой батареей у мыса Гри-Нез . Ее переименовали в честь Тодта через несколько дней после ее смерти.

В 1938 году Фриц Тодт основал организацию Тодт как консорциум административных офисов, которые он создал на протяжении всего проекта автобана , частных подрядчиков (источник большей части инженерного опыта Организации) и полагается на Службу труда Рейха как на источник рабочей силы. . Он был назначен Гитлером  : «главой Центрального технического бюро» в руководстве нацистской партии ( Leiter des Hauptamts für Technik in der Reichsleitung der NSDAP ) и «генеральным представителем по регулированию строительной экономики» ( Generalbevollmächtigter für die Regelung der Bauwirtschaft ). Таким образом, ему дарованы очень большие полномочия, и поэтому он не должен отвечать министрам Рейха вопреки совету Германа Геринга . Инвестиции в гражданские проекты были значительно сокращены: с 1939 по 1943 год, в отличие от периода 1933-1938 годов, было построено менее 1000  км автомагистралей; все усилия сосредоточены на военных проектах, важнейшим из которых является линия Зигфрида , построенная напротив линии Мажино с идентичным объектом.

Генерал Эдуард Дитль и Альберт Шпеер , аэропорт Рованиеми , Финляндия,.

Именно в этом контексте , что Тодт был назначен министром вооружения и боеприпасов ( Reichminister für Bewaffnung унд боеприпасам ) в 1940 г. В 1941 году Тодт и его организация ведали еще более крупного проекта: строительство стены Атлантики , линия укреплений, которая должна защищать побережья оккупированной Франции , Бельгии , Нидерландов , Дании и Норвегии. К этому проекту добавляется укрепление Нормандских островов , оккупированных немецкими войсками с. Резкий рост спроса на рабочую силу, вызванный различными военными и военизированными проектами, возложенными на Организацию, приведет к ряду расширений сферы действия законов о принудительном труде, что вынудит всех немцев отработать свое обязательное рабочее время для службы в армии. государство произвольно (и фактически неограниченно) определило: цвангсарбайт . С 1938 по 1940 год более 1 750 000 немцев были зачислены в Службу труда Рейха. С 1940 по 1942 год Организация Тодта начала объединять Fremdarbeiter (иностранные рабочие), Militärinternierte (итальянские военнопленные), Zivilarbeiter (гражданские контрактники), Ostarbeiter (подневольные рабочие с Востока) и Hilfswillige («добровольцы» среди военнопленных. ). И Организация Тодта, и Служба труда Рейха организованы военизированным образом, как по иерархии, так и по внешнему виду, с униформой и различными знаками различия званий: шевронами, погонами и  т. Д. Фриц Тодт погиб в авиакатастрофе на , вскоре после встречи с Гитлером в его штаб-квартире в Восточной Пруссии (построенной Организацией годом ранее). Тодт был убежден, что Германия больше не сможет выиграть войну, и считал себя достаточно незаменимым для Рейха, чтобы иметь возможность выразить свои сомнения Гитлеру. Это привело к некоторым вопросам о его смерти, особенно если это не было покушением на убийство, но ничего нельзя было доказать. Тодта заменяет Альберт Шпеер на посту министра по вооружениям и боеприпасам, который также де-факто возглавляет организацию Тодта.

С февраля 1942 года по май 1945 года: под руководством Альберта Шпеера.

Несмотря на смерть своего лидера, Организация Тодта продолжает существовать как инжиниринговая компания и получает множество новых миссий. В начале 1943 года , помимо продолжения работ на Атлантическом валу, ей было поручено строительство стартовых площадок для ракет V1 и V2 . Летом того же года ему было поручено построить базы для размещения орудий V3 . В рамках оборонительных действий Третьего рейха ему было поручено строительство зенитных установок и восстановление зданий, поврежденных бомбардировками немецких городов. Также поставлена задача строительства подземных нефтеперерабатывающих заводов и оружейных заводов: это проект RieseВ административном отношении с 1943 года Организация Тодта была неотъемлемой частью Министерства вооружений и боеприпасов во главе с Альбертом Шпеером, которое было переименовано в Министерство вооружений и военных производств. . На фоне все более отчаянной Германии, в которой все производство страдает от нехватки сырья и рабочей силы, а также Германии, являющейся целью интенсивных бомбардировок союзников, сфера компетенции Шпеера распространяется практически на всю военную экономику Германии. Тем не менее Шпееру удалось значительно увеличить производство, хотя это означало, что он все чаще прибегал к принудительному труду. Этот метод найма также применим к персоналу Организации Тодта.

Пример реквизиции иностранных евреев для Организации Тодта в 1944 году в Дроме . Письмо от немецкой службы занятости в префектуру Дром. Архивы департамента Рона и столичного округа Лиона.

К концу войны обязательная трудовая служба для немцев превратилась в шестинедельный курс военной подготовки, и всех имеющихся призывников перевели в воинские части и организации военной помощи. С 1942 года немецкая рабочая сила, используемая Организацией Тодта, постепенно заменялась военнопленными и подневольными работниками с оккупированных территорий . Иностранных граждан и военнопленных часто называют «иностранными рабочими» ( Fremdarbeiter ). В 1943 и 1944 годах к ним присоединились рабочие из концлагерей, а также другие заключенные. В начале осени 1944 года от 10 до 20 тысяч  мишлинге были набраны в специальные подразделения. В конце 1944 года около 1,4 миллиона рабочих все еще работали в Организации: только 1% из них были немцами — обычно немцы отказывались от военной службы — и 1,5% — узники нацистских концлагерей  ; Остальные, таким образом, составляют военнопленные и подневольные рабочие из оккупированных стран . Со всеми обращаются как с рабами, и у них нет другого выхода, кроме как служить нацистской Германии. Многие из «рабочих» Организации Тодта не пережили войну

Административные единицы ( Einsatzgruppen )

Немецкие и зарубежные территории

Германия

Значки рабочих

Форарбайтер (1) Майстер (2) Обермейстер (3)

Нагрудные знаки (с 1943 г.)

Манншафтен (1) Труппфюрер (2) Обертруппфюрер (3) Гауптгруппфюрер (4) Фронтфюрер / Бауфюрер (5) Оберфронтфюрер / Обербауфюрер (6) Гауптфронтфюрер / Гауптбауфюрер (7)

Униформа
  • Монохромная фотография
  • Модель униформы гвардейца Организации Тодта, которую носили осенью 1942 года на российском фронте.
 
 
Источник:  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик »