Самая закрытая каста Российской империи: главные тайны бурлаков

 
С XVI века до эпохи паровых двигателей — движение речных судов вверх по реке осуществлялось с помощью бурлаков. Волга была главной транспортной артерией России. Десятки тысяч бурлаков тянули вверх по реке тысячи судов.
Самая закрытая каста Российской империи: главные тайны бурлаков
Фото: Русская семерка
 
На Севере бурлаков еще называли ярыгами или ярыжками.

Слово это образовано из двух: «ярило» — «солнце», и «га» — «движение», «дорога». Каждую весну сразу же после ледохода по деревням, стоящим на берегах больших рек , в их низовья, волна за волной проходили артели бурлаков, идущих подряжаться на работу. У бурлаков были свои традиции. В определённых местах на Волге бурлаки посвящали новичков в профессию. Места эти — высокие крутые берега — назывались «Жареными буграми». С десяток Жареных бугров было по всей Волге от Ярославля до Астрахани.

Фото: Архив

«В бурлаки чаще всего шел отчаянный народ, потерявший свое хозяйство, интерес к жизни, любители путешествий и вольного воздуха…» При прохождении судна мимо «Жареного бугра» у Юрьевец-Поволжского бурлацкая артель устраивала причал. Новички выстраивались у подножья бугра. За их спиной вставал лоцман с лямкой в руке. По команде и под крики бывалых бурлаков: «Жарь его!» — новичок бежал по откосу к вершине, а лоцман бил его лямкой по спине. Кто быстрее взбежит на вершину, тот получит меньше ударов. Добежав до вершины, бурлак-новичок мог считать себя получившим крещение и на равных правах входил в артель.

Иерархия

Вел бурлаков старший, авторитетный бурлак, он же водолив, отвечающий за подряды и договора, а также берущий на себя ответственность за сохранность грузов. Он же должен был следить за техническим состоянием судна, вовремя ликвидировать течи, чтобы не затопить баржу и не испортить товар. Следующий в артельной иерархии за водоливом шел лоцман, он же «дядя», он же «булатник». Его задача состояла в том, чтобы не посадить барку на мель, провести без приключений товар через все опасные места.

Фото: Архив

Передовой бурлак, тянущий лямку, назывался «шишкою», он отвечал за слаженную работу тягловых бурлаков. Замыкали шествие два бурлака, называемые «косными». Они в случае необходимости залезали на мачты судна, управлялись с парусной оснасткой его, обзирали с высоты дорогу. Были бурлаки коренные, которых нанимали на весь сезон, были добавочные, взятые на помощь, когда это требуется.Часто лямку тянули лошади.

«Смертельный» труд

Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Лишь попутный ветер облегчал работу (поднимался парус) и увеличивал скорость передвижения. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Пожалуй, самая известная из них «Эх, дубинушка, ухнем». Обычно ее пели для координации сил артели в самые тяжелые моменты. На коротких остановках бурлаки штопали сносившиеся рубахи и переобувались в новые лапти.

Фото: Архив

«Уходила артель дальше, на берегу оставались тлеющие угли костра, разбитые лапти и прелые онучи, а иногда и грубо тесанные могильные кресты…» Наняв артель бурлаков, хозяин судна отбирал у них вид на жительство. Бурлак становился подневольным до конца маршрута. По договору он обязан: «Быть у хозяина во всяком послушании… Должен идти денно и нощно со всевозможным поспешанием, без малейшего промедления… На работу — чуть свет. Табак на судне не курить. С ворами не знаться. От разбойников, буде такие нападут, отбиваться, не щадя жизни».

Фото: Архив

В бурлаки шли не только мужчины. «Нужда гнала на Волгу-кормилицу и женщин, сломанных беспросветной женской долей». С распространением пароходов бурлацкий труд исчез полностью.

Источник:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик »