Освенцим глазами женщины. Зверства гитлеровцев в объективе советской корреспондентки. Мрачные кадры Второй мировой войны
Фото: открытые Internet-источники
Во время Великой Отечественной войны в Советском Союзе в рядах действующей армии работали семь женщин-фотокорреспондентов. Война, как и фотография, тогда считалась неженским делом. На фронте женщинам-фотографам приходилось испытывать невероятные физические и психологические нагрузки, однако при знакомстве с их творчеством легко заметить, что женский взгляд на войну был несколько иным, чем у мужчин, — более эмоциональным и человечным. Архив с фронтовыми работами Ольги Игнатович наглядно это показывает. «Лента.ру» публикует редкие кадры.
В 2021 году в руки фотографу Артуру Бондарю случайно попал уникальный архив. Опытный коллекционер старых негативов сразу понял, что перед ним настоящее сокровище: в старой коробке из-под обуви лежало более полутора тысяч снимков времен Второй мировой. Долгие годы архив считался утерянным, но он чудом сохранился, хоть и пребывал в ужасном состоянии. Многие негативы из-за ненадлежащих условий хранения были повреждены грибком и плесенью и требовали скорейшей реставрации. У Артура не было никаких сомнений: негативы надо срочно спасать. Автором тех снимков была Ольга Игнатович — одна из немногих советских женщин-фотографов, работавших на фронтах Великой Отечественной войны. Фотография всегда играла особую роль в ее семье. Знатокам фотоискусства куда более известно имя ее старшего брата — Бориса Игнатовича, классика советской фотографии, экспериментатора в области визуального языка. Ольга долгое время оставалась в тени знаменитого родственника. Она родилась в 1905 году на западной окраине Российской империи (точное место до сих пор остается предметом споров исследователей). Ранняя ее биография почти неизвестна.
Ее детство пришлось на самое тяжелое время в истории страны. Первая мировая, революция 1917 года и Гражданская война — одно потрясение сменялось другим
По некоторым сведениям, Игнатович сначала училась в гимназии в Лодзи, затем продолжила учебу в Луганске, куда в 1914 году переехала семья после смерти отца, преподавателя математики. С конца 1920-х годов под началом старшего брата она работала в нескольких советских изданиях, в том числе в газете «Беднота», участвовала в новаторской творческой группе «Октябрь». В 1930-е годы Ольга сотрудничала с известными изданиями «Нарпит», «Прожектор», «Красный спорт», «Строительство Москвы», была фотокорреспондентом газет «Вечерняя Москва» и «Комсомольская правда». В это время Ольга состояла в коллективе фотографов «Бригада Игнатовича» в Союзфото, Борис привлек к фотоискусству не только ее, но и двух других сестер, но только Ольга в этом деле проявила выдающиеся способности. В ноябре 1941 года, в самые тяжелые и решающие дни Великой Отечественной, Ольга Игнатович вступила в ряды Красной армии. Сначала она служила фотокорреспондентом советской фронтовой газеты «Боевое знамя» 30-й армии, преобразованной в апреле 1943 года в 10-ю гвардейскую армию (в составе Западного фронта).
Авторство жутких и душераздирающих кадров из освобожденного Освенцима, потрясших тогда весь мир, позже нередко приписывалось брату Ольги Борису Игнатовичу
«Часто выезжая в части, производя фотосъемку на передовых позициях, в действующих подразделениях, тов. Игнатович под огнем противника ведет себя отважно. По специальному заданию Военного Совета фронта и Политуправления, тов. Игнатович успешно произвела фотосъемку Освеньцимского лагеря смерти, а также серию снимков в альбом Маршалу Советского Союза товарищу Сталину по местам боев части фронта. Тов. Игнатович активно работает по воспитанию молодых фотокорров в частях фронта, по привлечению их к работе во фронтовой газете»