Освенцим глазами женщины. Зверства гитлеровцев в объективе советской корреспондентки. Мрачные кадры Второй мировой войны

Фото: открытые Internet-источники

Во время Великой Отечественной войны в Советском Союзе в рядах действующей армии работали семь женщин-фотокорреспондентов. Война, как и фотография, тогда считалась неженским делом. На фронте женщинам-фотографам приходилось испытывать невероятные физические и психологические нагрузки, однако при знакомстве с их творчеством легко заметить, что женский взгляд на войну был несколько иным, чем у мужчин, — более эмоциональным и человечным. Архив с фронтовыми работами Ольги Игнатович наглядно это показывает. «Лента.ру» публикует редкие кадры.

В 2021 году в руки фотографу Артуру Бондарю случайно попал уникальный архив. Опытный коллекционер старых негативов сразу понял, что перед ним настоящее сокровище: в старой коробке из-под обуви лежало более полутора тысяч снимков времен Второй мировой. Долгие годы архив считался утерянным, но он чудом сохранился, хоть и пребывал в ужасном состоянии. Многие негативы из-за ненадлежащих условий хранения были повреждены грибком и плесенью и требовали скорейшей реставрации. У Артура не было никаких сомнений: негативы надо срочно спасать. Автором тех снимков была Ольга Игнатович — одна из немногих советских женщин-фотографов, работавших на фронтах Великой Отечественной войны. Фотография всегда играла особую роль в ее семье. Знатокам фотоискусства куда более известно имя ее старшего брата — Бориса Игнатовича, классика советской фотографии, экспериментатора в области визуального языка. Ольга долгое время оставалась в тени знаменитого родственника. Она родилась в 1905 году на западной окраине Российской империи (точное место до сих пор остается предметом споров исследователей). Ранняя ее биография почти неизвестна.

Ее детство пришлось на самое тяжелое время в истории страны. Первая мировая, революция 1917 года и Гражданская война — одно потрясение сменялось другим

По некоторым сведениям, Игнатович сначала училась в гимназии в Лодзи, затем продолжила учебу в Луганске, куда в 1914 году переехала семья после смерти отца, преподавателя математики. С конца 1920-х годов под началом старшего брата она работала в нескольких советских изданиях, в том числе в газете «Беднота», участвовала в новаторской творческой группе «Октябрь». В 1930-е годы Ольга сотрудничала с известными изданиями «Нарпит», «Прожектор», «Красный спорт», «Строительство Москвы», была фотокорреспондентом газет «Вечерняя Москва» и «Комсомольская правда». В это время Ольга состояла в коллективе фотографов «Бригада Игнатовича» в Союзфото, Борис привлек к фотоискусству не только ее, но и двух других сестер, но только Ольга в этом деле проявила выдающиеся способности. В ноябре 1941 года, в самые тяжелые и решающие дни Великой Отечественной, Ольга Игнатович вступила в ряды Красной армии. Сначала она служила фотокорреспондентом советской фронтовой газеты «Боевое знамя» 30-й армии, преобразованной в апреле 1943 года в 10-ю гвардейскую армию (в составе Западного фронта).

Пленные немцы в сопровождении красноармейцев в освобожденной деревне. Калининский фронт. 1942 год

Фото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Пленные немцы в сопровождении красноармейцев в освобожденной деревне. Калининский фронт. 1942 год

Взвод советских мотоциклистов-разведчиков (предположительно 2-го гвардейского мотоциклетного полка 30-й армии Калининского фронта) в маскировочных летних костюмах «Амеба» образца 1937 год на новых мотоциклах Indian 741B. Скорее всего, это одни из самых первых американских Indian 741B, поступивших по ленд-лизу в СССР. Мотоцикл с коляской, скорее всего, — восстановленный на Серпуховском мотозаводе трофейный немецкий Zundapp KS-750. Окрестности Ржева. 1942 годФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Взвод советских мотоциклистов-разведчиков (предположительно 2-го гвардейского мотоциклетного полка 30-й армии Калининского фронта) в маскировочных летних костюмах «Амеба» образца 1937 год на новых мотоциклах Indian 741B. Скорее всего, это одни из самых первых американских Indian 741B, поступивших по ленд-лизу в СССР. Мотоцикл с коляской, скорее всего, — восстановленный на Серпуховском мотозаводе трофейный немецкий Zundapp KS-750. Окрестности Ржева. 1942 год

Капитан Красной армии и воспитанник части на улице освобожденной деревни. Калининский фронт, 1942 годФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Капитан Красной армии и воспитанник части на улице освобожденной деревни. Калининский фронт, 1942 год

Летчики 5-го гвардейского истребительного полка. Калининский фронт, 1942 годФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Летчики 5-го гвардейского истребительного полка. Калининский фронт, 1942 год

Жители разрушенной деревни. 1942 годФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Жители разрушенной деревни. 1942 год

В конце 1943 года Ольга Всеволодовна была зачислена в штат редакции газеты «За честь Родины» только что сформированного 1-го Украинского фронта. Будучи фотокорреспондентом этой газеты, лейтенант Игнатович снимала последние два года войны, победу над нацистской Германией она встретила на территории освобожденной Австрии. Среди военных работ Ольги Игнатович следует отметить фотографии измученной русской женщины с малолетними детьми на пепелище дома и группы пленных немецких солдат на Калининском фронте в 1942 году, серию снимков только что освобожденного Ржева в марте 1943 года, серию фотографий знаменитых летчиков на Калининском фронте в 1942 году, в том числе фотопортреты знаменитых советских асов Александра Покрышкина и Григория Речкалова в 1944 году.

Красноармейцы чистят и проверяют свое оружие перед боем. 1943-1944 годыФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Красноармейцы чистят и проверяют свое оружие перед боем. 1943-1944 годы

Выступление джазового ансамбля в летной части. 1943-1945 годыФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Выступление джазового ансамбля в летной части. 1943-1945 годы

По мере наступления Красной армии на запад после Сталинградской битвы и боев за Курск фотокамера Ольги Игнатович тщательно фиксировала бытовые сцены: от выступления джазового коллектива перед личным составом авиационной воинской части до возвращения мирных жителей в разрушенный гитлеровцами украинский город Владимир-Волынский после его освобождения Красной армией в июле 1944 года.

Беженцы. Польша, 1944 годФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Беженцы. Польша, 1944 год

Мирные жители возвращаются из пригородов в освобожденный Владимир-Волынский. Украина, конец июля — начало августа 1944 годаФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Мирные жители возвращаются из пригородов в освобожденный Владимир-Волынский. Украина, конец июля — начало августа 1944 года

По дорогам войны. Возвращение. Польша, 1944 годФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря По дорогам войны. Возвращение. Польша, 1944 год

Комендатура учебного полигона войск СС «Хайделагер». Польша, август-сентябрь 1944 годаФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Комендатура учебного полигона войск СС «Хайделагер». Польша, август-сентябрь 1944 года

Отдельной — и, пожалуй, главной — страницей в журналистской карьере Ольги стали ее специальные командировки в освобожденные Красной армией немецкие лагеря смерти Майданек (Люблин) в июле 1944 года и Освенцим (Аушвиц-Биркенау) в январе 1945 года, расположенные на территории современной Польши.

Авторство жутких и душераздирающих кадров из освобожденного Освенцима, потрясших тогда весь мир, позже нередко приписывалось брату Ольги Борису Игнатовичу

Лагерь смерти. Концентрационный лагерь Майданек. Польша, после 22 июля 1944 года

Фото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Лагерь смерти. Концентрационный лагерь Майданек. Польша, после 22 июля 1944 года

Концлагерь Освенцим (Аушвиц-Биркенау). Освобождение узников из лагеря. Бойцы Красной армии выводят оставшихся в живых из лагеря смерти. Польша, конец января 1945 годаФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Концлагерь Освенцим (Аушвиц-Биркенау). Освобождение узников из лагеря. Бойцы Красной армии выводят оставшихся в живых из лагеря смерти. Польша, конец января 1945 года

Сделанные ею документальные фотографии вошли в обвинительные материалы Нюрнбергского трибунала над руководством Третьего рейха как свидетельство зверств гитлеровского режима в Восточной Европе, но в Советском Союзе достоянием широкой публики они стали лишь спустя много лет после смерти Сталина.

В районе переправы через реку Нейсе. 1-й Украинский фронт, Германия. Апрель 1945 годаФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря В районе переправы через реку Нейсе. 1-й Украинский фронт, Германия. Апрель 1945 года

 

Понтонная переправа через реку Нейсе. 1-й Украинский фронт, Германия. Апрель 1945 года

Фото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Понтонная переправа через реку Нейсе. 1-й Украинский фронт, Германия. Апрель 1945 года

Там, где вчера гремели бои. 1-й Украинский фронт. 1944-1945 годыФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Там, где вчера гремели бои. 1-й Украинский фронт. 1944-1945 годы

Журналистские заслуги Ольги Всеволодовны Игнатович в годы Великой Отечественной войны были особо отмечены: приказом командующего 1-м Украинским фронтом №102-н от 16 июня 1945 года она была награждена орденом Красной звезды с такой формулировкой (стилистика и орфография оригинала сохранены):

«Часто выезжая в части, производя фотосъемку на передовых позициях, в действующих подразделениях, тов. Игнатович под огнем противника ведет себя отважно. По специальному заданию Военного Совета фронта и Политуправления, тов. Игнатович успешно произвела фотосъемку Освеньцимского лагеря смерти, а также серию снимков в альбом Маршалу Советского Союза товарищу Сталину по местам боев части фронта. Тов. Игнатович активно работает по воспитанию молодых фотокорров в частях фронта, по привлечению их к работе во фронтовой газете»

Понтонная переправа через реку Нейсе. 1-й Украинский фронт, Германия, апрель 1945 года

Фото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Понтонная переправа через реку Нейсе. 1-й Украинский фронт, Германия, апрель 1945 года

Танк ИС-2 и конная упряжка, перевозящая замаскированную дивизионную пушку ЗиС-3 в районе реки Нейсе. 1-й Украинский фронт, Германия, апрель 1945 годаФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Танк ИС-2 и конная упряжка, перевозящая замаскированную дивизионную пушку ЗиС-3 в районе реки Нейсе. 1-й Украинский фронт, Германия, апрель 1945 года

В районе переправы через реку Нейсе. 1-й Украинский фронт, Германия, апрель 1945 годаФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря В районе переправы через реку Нейсе. 1-й Украинский фронт, Германия, апрель 1945 года

Пленные немцы восстанавливают город Форст. Германия, 1945 годФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Пленные немцы восстанавливают город Форст. Германия, 1945 год

Уличная сцена в разрушенном городе Форсте. Германия, 1945 годФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Уличная сцена в разрушенном городе Форсте. Германия, 1945 год

Коровы на улицах города. Германия, 1945 годФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Коровы на улицах города. Германия, 1945 год

Форст, Германия, 1945 годФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Форст, Германия, 1945 год

На окраине Форста. Германия, 1945 годФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря На окраине Форста. Германия, 1945 год

Немецкая линия укреплений по дороге в Глейвиц. Польша, 1945 годФото: Ольга Игнатович / Частная коллекция Артура Бондаря Немецкая линия укреплений по дороге в Глейвиц. Польша, 1945 год

После Великой Отечественной войны Ольга Игнатович работала фотокорреспондентом Центральной группы войск советских Вооруженных сил. Но долгие годы из-за пресловутой советской цензуры об авторстве ее снимков из гитлеровских концлагерей мало кто знал. Потом она работала в Совинформбюро, с 1961 года перешла в созданное на его базе Агентство печати «Новости», преемником которого стали современные РИА «Новости» и МИА «Россия сегодня». В послевоенные годы помогала старшему брату Борису во время съемок парадных портретов (известно об ее участии в фотосессии маршала Советского Союза Семена Буденного в 1952 году и маршала Советского Союза Георгия Жукова в 1955 году), а также при съемках экспонатов Оружейной палаты для альбома «Государственная Оружейная палата Московского кремля» в 1958 году. С конца 1960-х годов Ольга Игнатович работала в издательстве «Советский художник». Многие детали ее послевоенной биографии по сей день остаются неизвестными. После Великой Отечественной войны Ольга Всеволодовна в своем творчестве выбирала темы, связанные в основном с искусством и культурой, а в последние годы жизни сосредоточилась на отборе фотографий других авторов. Но собственный военный фотоархив она бережно сохранила и систематизировала. Уникальность многих военных фотографий Ольги Игнатович состоит в том, что в них война показана непарадно, без официозного пафоса. Эти вроде бы обычные кадры и фотозарисовки фронтового быта и военных будней по праву вошли в золотой фонд мировой фотожурналистики благодаря искренности и теплоте авторского взгляда. Ольга Всеволодовна Игнатович скончалась в Москве в 1984 году на восьмидесятом году жизни. В 1986 году работы Ольги Игнатович были включены в первый том издания «Антология советской фотографии».

Источник:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик »