«А куда вы лезете?» Политолог Дмитрий Саймс — о том, что такое национальные интересы и как они поссорили США и Россию
Действия государства на международной арене всегда подчинены определенным законам, пусть и скрытым от стороннего наблюдателя. Теория международных отношений предлагает несколько взглядов на государственные интересы и процесс формирования этих интересов, однако все они сходятся в одном: национальные интересы отвечают потребности государства в экономическом выживании и безопасности перед лицом внешних угроз. Сформировавшись в академических кругах США, доктрина национальных интересов распространилась по всему миру, проникнув в том числе и в Россию. О том, как возникли и эволюционировали представления о национальных интересах в США и России и почему особенности их восприятия легли в основу конфликта между двумя странами, «Ленте.ру» рассказал ведущий Первого канала, в недавнем прошлом издатель журнала The National Interest Дмитрий Саймс.
-Что такое национальные интересы и почему они так важны?
Дмитрий Саймс: Когда государство делает что-то на международной арене, то оно руководствуется своими представлениями о том, что для него нужно и что важно. И уже несколько столетий это определение важного и нужного называется национальными интересами.
Хотя это объективная категория, проблема состоит в том, что определение конкретных национальных интересов дается не компьютерами, а живыми людьми — в зависимости как от своих собственных представлений о прекрасном, так и от политической системы их страны.
Не всегда и не у всех получается делать правильные выводы о национальных интересах
Правильный вывод для тех, кто считает себя внешнеполитическими реалистами, — это определять баланс приоритетов. То есть разделять национальные интересы на действительно жизненно важные (которые еще называют экзистенциальными или фундаментальными) и другие интересы, тоже реальные, но менее обязательные.
На протяжении многих лет возглавлявшийся мною Центр национальных интересов (Center for the National Interest; до 9 марта 2011 года — Никсоновский центр, англ. Nixon Center — прим. «Ленты.ру») совместно с Белферовским центром науки и международных отношений в Гарвардском университете, которым руководил Грэм Эллисон, создавал комиссии по национальным интересам, в рамках которых мы пытались определить иерархию интересов. Это вызывало неподдельный интерес в Конгрессе США, по поводу национальных интересов проходили даже специальные слушания.
Но в последнее время мы перестали этим заниматься, потому что в американской двухпартийной системе случилась настолько серьезная поляризация, что даже в определении национальных интересов добиться согласия стало невозможно
Дело в том, что в американском истеблишменте после окончания холодной войны возобладала точка зрения, согласно которой вырабатывать иерархию интересов и тем более следовать ей не обязательно.
Потому что в условиях однополярного мира выработалась привычка считать, что если США и примкнувшие к ним Канада, Европейский союз, Япония, Австралия и Новая Зеландия согласны и готовы действовать вместе, то, что будет объявлено национальными интересами, и есть руководство к действию
И отказывать себе в чем бы то ни было в этих вопросах нет необходимости.
-Но какие взгляды на концепцию национальных интересов в США существовали в истеблишменте до окончания холодной войны? Можно вспомнить, что один из основоположников реализма Ганс Моргентау говорил, что национальные интересы государства определяются «с точки зрения мощи». Однако многие ученые и политики, те же Генри Киссинджер и Збигнев Бжезинский, имели зачастую разные взгляды на то, отвечают ли те или иные действия США ее национальным интересам…
Все отцы-основатели США были внешнеполитическими реалистами. Особенно это было характерно для первого президента страны Джорджа Вашингтона, который в своем прощальном послании Конгрессу США призывал к «необходимости установления гармоничных отношений со всеми государствами» и торговой политике, основанной на «принципах равенства и непредвзятости». На долгие годы это легло в основу американского внешнеполитического реализма. Но после Второй мировой войны Соединенные Штаты впервые стали глобальной державой. И тогда администрация президента Гарри Трумэна взяла на себя задачу сдерживать коммунизм, не давать распространяться влиянию Советского Союза и коммунистического Китая.
Но это все еще была доктрина сдерживания, а не доктрина освобождения, и не было идеи, что Соединенные Штаты должны насаждать свою систему по всему миру
И эта точка зрения господствовала до конца холодной войны, до распада Советского Союза. Да, какие-то глобалистские, интервенционистские импульсы были у Джимми Картера, но они недолго продержались, конец им положило освобождение американских заложников в Иране. Даже президент Джордж Буш-старший в августе 1991 года в Киеве говорил об опасности чрезмерного национализма, подчеркивая, что Соединенные Штаты не будут его поддерживать, как не будут поддерживать и распад СССР.
Постепенно в Соединенных Штатах возникло ощущение, что Россия после распада СССР не только перестала быть великой державой, но и не ощущает себя таковой и не будет претендовать на серьезную глобальную роль.
Возникло убеждение, что эта «новая Россия» зависит от американской экономической помощи и, в общем-то, просится в систему американских союзов. Из этого был сделан вывод о невозможности военного конфликта между Россией и США, а раз такой конфликт невозможен — то не имеет значения и российский ядерный арсенал
И так постепенно стало возникать гораздо более широкое определение американских национальных интересов: отныне утверждалось, что они требуют не только защиты самих Соединенных Штатов и их союзников, сдерживания потенциального противника, но и поддержания и укрепления системы глобального доминирования США. Большую роль в этом сыграли неоконсерваторы, которые были прямыми наследниками троцкистов. Подобно тому, как троцкисты не верили, что можно построить социализм в одной отдельно взятой стране, так же и неконсерваторы считали, что невозможно поддерживать систему свободных рынков и плюралистической демократии не просто в отдельно взятой стране, но даже в отдельно взятом «коллективном Западе».
И поэтому жизненно важными стали казаться абсолютно все интересы, включая распространение западной модели жизни на все страны мира, и особенно, конечно, на Россию, потому что это все-таки очень большая страна, с очень большими ресурсами, с большой армией и да — по-прежнему большим ядерным арсеналом
Поэтому любые попытки со стороны России говорить, что у нее особая позиция (особенно когда от разговоров российская сторона переходила к действиям, как в случае с Грузией в 2008 году), начали вызывать очень резкий протест США.
В Белом доме начали считать это угрозой новым, более широким американским национальным интересам
После окончания холодной войны и распада Советского Союза безопасность снова стала восприниматься как меньший приоритет, потому что Китай был еще не в состоянии стать военной угрозой и не мог создавать какие-то серьезные союзы
Соседи Китая не хотели, чтобы их заставляли выбирать между США и КНР. И даже стали сокращаться американские военные расходы. И в общем-то приоритеты действительно сместились к расширению американской модели.
Это можно называть распространением демократии, можно называть какими-то гуманитарными интервенциями, а можно просто сказать, что предполагалось, что страны, которые эту модель принимают, будут более дружественными к Соединенным Штатам
Более того, в США даже исходили из того, что понимание этой дружбы будет не вполне равноправным, что эти страны будут признавать и даже приветствовать американское доминирование. Подобная точка зрения держалась до нулевых. Но начиная с военного конфликта России с Грузией в 2008 году это все постепенно стало уходить в прошлое. К примеру, в 2003 году, когда произошла американская интервенция в Ирак, многие страны эту интервенцию не поддерживали, включая, конечно, Россию. Но очень мало кто по этому поводу был готов противостоять Соединенным Штатам. Я помню, как вскоре после американской интервенции один из высших российских чиновников выступал в Центре национальных интересов. И он сказал открытым текстом, что Россия не поддерживала США в Ираке, потому что у России был другой взгляд на ситуацию в Ираке. Но дальше было сказано самое главное: что Россия не будет использовать эту ситуацию против США, не будет мешать вести военную кампанию в Ираке и не будет создавать никакой международной коалиции против США. То есть в России тогда явно был настрой не следовать в фарватере американской внешней политики, но и не противостоять ей.
Ну, а дальше все хорошо знают, что произошло. И это, конечно, оказалось большим шоком для американского истеблишмента, потому что привычка — это вторая натура. То, что Россия заставила с собой считаться, оказалось неожиданным
Да. Мы вместе с Белферовским центром начали заниматься определением национальных интересов перед президентскими выборами в США 1996 года. Была идея создать некую иерархию национальных интересов, и мы даже соответствующие таблицы включали в наши доклады. Там мы разбивали интересы на фундаментальные, второстепенные, желательные, чтобы можно было сделать выбор, можем или не можем мы себе позволить этим заниматься. Не было никакого большого спора о том, что такие приоритеты и такая иерархия существуют.
А вот когда возник конфликт с новой, более активной, более уверенной в себе Россией, с приходом президента Барака Обамы очень быстро начала господствовать точка зрения, что если позволить России решать какие-то вопросы вне своих границ вопреки воле Соединенных Штатов, то это создаст угрозу новому миропорядку
А защита этого миропорядка, который возник без особых усилий США, стала считаться чем-то само собой разумеющимся. Кроме того, стала господствовать точка зрения, что в новом глобальном мире страны, в которых есть «Макдоналдс», уже не будут воевать друг с другом. Поэтому, например, в отношении Китая были ожидания, что по мере того, как он открывает свои рынки, в стране будет происходить движение в сторону плюралистической демократии, что сделает его в конечном итоге более дружественным США.
При этом никакой дискуссии о том, является ли глобальное доминирование жизненно важным интересом для США и нет ли у страны необходимости дать приоритет не менее важным, но более реалистически очерченным интересам, к сожалению, не сложилось
-А когда понятие национальных интересов начало появляться в российском политическом языке?
Это связано с именами президента СССР Михаила Горбачева и министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе. Дело в том, что во второй половине 1980-х годов СССР начал отказываться от роли лидера мировой коммунистической системы и от концепции классовой борьбы на международной арене.
При этом в СССР не было никакого четкого определения национальных интересов (даже на неформальном уровне), за исключением идеи мира, дружбы и любви со странами Запада. Важно было создать новую концепцию
Фактически да, но это ни к чему хорошему не привело. Потому что у советской власти было абсолютно наивное ожидание, что можно лишиться статуса великой державы (и даже пожертвовать суверенитетом и независимой внешней политикой), но тем не менее сохранить отношение к себе как к великой державе со стороны остальных участников международного процесса. Это было абсолютно нереалистичное ожидание, и первый звонок по этому поводу раздался в 1990 году во время первой войны в Персидском заливе, когда Евгений Примаков по поручению Михаила Горбачева пытался найти какое-то мирное компромиссное решение. Однако в США об этом слышать не хотели, причем реакция была очень характерная: «А куда вы лезете?»
Вопрос был даже не в том, что позиция СССР не устраивала США, в Белом доме просто не понимали, почему Кремль вообще вмешивается в эту историю. Ведь страна потеряла свой статус, она трещит по швам и не ей объяснять США, какую политику проводить в отношении Ирака
Заметьте, Соединенные Штаты тогда создали коалицию против Саддама Хусейна, которая включала даже таких традиционных советских клиентов, как Сирия, и советская позиция ни для кого не оказалась хоть сколько-нибудь существенной. При этом администрация Джорджа Буша-старшего была администрацией политических реалистов. И при каждом своем действии они задавались вопросами «а что мы вообще можем себе позволить?», «а чего это будет нам стоить?». Они не стремились к глобальной гегемонии, но были готовы на активные внешнеполитические действия там, где это действительно отвечало американским национальным интересам (контроль над добычей нефти, несомненно, был среди ключевых).
Правда, довольно быстро даже у них возникло ощущение, что теперь США могут позволить себе больше, потому что им не надо задумываться над реакцией Советского Союза (а затем и России). И американские внешнеполитические интересы стали рассматриваться более широко, если хотите — более дерзко
Очевидно, что во время президентства Бориса Ельцина было очень много иллюзий на тему «все люди братья» и что все западные страны будут доброжелательны по отношению к «новой России», станут ей помогать. Иная точка зрения, впрочем, была у Евгения Примакова, ему удалось преодолеть вот это восхищение перед США и Европейским союзом. Но, в общем-то, серьезно он изменить политику не мог, потому что центром формирования внешней политики все-таки был президент, у которого была другая точка зрения.
Да, время от времени Борис Ельцин взбрыкивал, говорил, что так с Россией вести себя нельзя, но он не был готов противостоять президенту США Биллу Клинтону и его коллегам, потому что те его всячески обхаживали
Да и возможности Бориса Ельцина были очень ограничены. И он, в общем-то, пришел, как мне кажется, к выводу, что без американской помощи России будет обойтись крайне трудно. А такая помощь оказывалась в том числе миллиардами долларов от Международного валютного фонда (МВФ), когда по любым объективным критериям Россия не имела на то права — так по крайней мере считало руководство МВФ.
-Что изменилось в последние десятилетия? Как в России сейчас смотрят на национальные интересы?
Постсоветский подход стал меняться только после прихода к власти Владимира Путина. Люди, которые были связаны с ельцинской линией на признание американской гегемонии, вытеснялись с руководящих позиций. Но значительная часть российского внешнеполитического истеблишмента уже выросла в условиях глобального американского доминирования. Причем это было не только на уровне международной безопасности и мировой торговли, но и на уровне поддержки экспертного сообщества через конференции, стажировки, гранты. Все это стало частью жизни значительной части российской внешнеполитической элиты. Это приводило к тому, что у них не было большого желания идти на конфликт с Соединенными Штатами, с Европейским союзом, с НАТО, пока этот конфликт был России прямо не навязан.
У меня есть ощущение, что ни российское государство в целом, ни лично президент Владимир Путин конфликта с «коллективным Западом» никак не искали и что у России не было никаких агрессивных намерений, в том числе и в отношении Украины
Хочу напомнить, что Россия очень мало что делала осенью 2013 года, чтобы помешать победе Евромайдана в Киеве.
Потому что перед Россией был поставлен очень простой выбор: либо жесткие действия, либо полный отказ от суверенной роли не только в международных отношениях, но и во внутренней политике (потому что вы должны будете признать право тех же сил, которые победили на Украине и в Грузии, раскачивать внутреннюю обстановку в России). Только когда Россия столкнулась с таким давлением (причем и в отношении своей внешней политики, и в отношении своих внутренних порядков), только тогда Россия была вынуждена принять очень трудное решение противостоять Западу. И это решение было, конечно, по-настоящему трудным, потому что экономические возможности западного мира были несравнимы с возможностями России. И было бы легкомысленно со стороны России самой стремиться к такой конфронтации.
Поэтому такие решения были приняты только тогда, когда такая конфронтация стала неизбежна, когда перед Россией встал выбор между конфронтацией и подчинением
Сейчас они заставляют западных политиков начать задумываться о цене гегемонии. Но эта дискуссия о цене гегемонии только начинается. И я вижу, что в Соединенных Штатах стали публиковать и приглашать на телевидение людей, которых еще год или полгода назад не приглашали. И даже в Конгрессе США появились какие-то элементы дискуссии.
Но если речь идет о серьезном переосмыслении американских внешнеполитических приоритетов, создании иерархии американских национальных интересов, то этот процесс, с моей точки зрения, только начинается, но он может ускориться в случае победы Дональда Трампа