Жан Бодрийяр

Фото: открытые Internet-источники

Биография

Жан Бодрийяр был французским философом, культурологом и социологом, написавшим ряд значительных современных постмодернистских работ. Цитаты из изданных произведений и отрывки из интервью журналистам становились популярными афоризмами и уходили в народ.

Детство и юность

Жан Бодрийяр появился на свет в июле 1929 года, предки жили на севере Франции вблизи густонаселенных городов. Дедушка и бабушка в зрелом возрасте работали в крестьянском хозяйстве, что не мешало быть представителями местных интеллигентных кругов. Отец будущего ученого был блюстителем порядка, он очень гордился, что продолжателем рода станет сын. Глава семьи часто хвастался успехами умного ребенка в обществе служивших в жандармерии знакомых женщин и мужчин. Детская биография Бодрийяра была связана с Реймским лицеем, где, являясь отличником, он заслуживал комплименты учителей. Увлекшись физикой и естествознанием, подросток записался в библиотеку и прочел ряд научно-публицистических статей. В юности, после окончания средней школы, Жан при поддержке домочадцев стал первым представителем рода, поступившим в Парижский университет. В качестве специализации парень, любивший литературу, историю и языкознание, выбрал гуманитарный филологический факультет. На старших курсах студент начал переводить книги немецких авторов, его интересовали Мартин ЛютерКарл Маркс и Бертольд Брехт. Ряд ранних опытов Бодрийяра, отличавшихся мастерством и зрелостью, преподаватели печатали на страницах сорбоннских газет. Этот факт помог молодому французу успешно окончить аспирантуру и получить ученую степень в области иностранных языков. После этого перед Жаном открылись блестящие перспективы и шансы присоединиться к обществу профессоров.

Фото: открытые Internet-источники

Личная жизнь

О личной жизни социолога и философа посторонним людям известно мало, в молодости его официальной супругой стала некая девушка Люсиль. В относительно счастливом браке появились долгожданные дети, девочку родители назвали Анной, а мальчику дали имя Жиль. В 1995-м второй супругой философа стала Марин Бодрийяр (в девичестве Марин Дюпюи). Женщина заведовала отделом фотографии в редакции журнала «Наука и будущее». Брак продлился до самой смерти Бодрийяра. В зрелом возрасте у социолога появилось творческое хобби — он стал профессиональным фотографом с одобрения жены. Посетив Токио с официальным визитом, француз приобрел современную камеру, чтобы запечатлевать красоты необъятной родной страны. Мастер стоп-кадра обладал собственным оригинальным взглядом на вещи, он умел гармонично выстроить сложный живописный сюжет. Снимки, появившиеся на выставке под названием «Исчезающие методы», кропотливо собирались мужчиной на протяжении десятков лет.

Фото: открытые Internet-источники

Научная деятельность

Профессиональная карьера Бодрийяра началась с преподавательской деятельности, параллельно он публиковал переводы сложных для понимания немецких книг. На материале биографических романов и публицистических произведений француз оттачивал эксклюзивный метафорический язык. В начале 1960-х под влиянием трудов неомарксиста Анри Лефевра Жан заинтересовался социологией и сделал в жизни серьезный шаг. Радикально левым изданиям под названием Utopie и Traverses он передал ряд ценнейших, исписанных мелким шрифтом бумаг. Проповедуя идеи, близкие представителям политического ситуационизма, автор создал книги «Общество потребления», «Зеркало производства» и «Система вещей». Экономические теории, представленные на страницах произведений, обсуждались в современном сообществе абстрактно мысливших людей. «Красный май», или протесты 1968 года, заставили французского социолога изменить собственный взгляд на мир. Учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса причислилось к пережиткам буржуазного строя, поэтому перестало использоваться как основополагающий ориентир. Рассуждения о предпосылках возникновения предмодернистских сообществ нашли место в эссе середины 70-х «Символический обмен и смерть». По авторитетному мнению, через дарение есть шанс приобрести любые блага, но для этого надо поднапрячься и сильно этого захотеть. Не ограничиваясь оценкой социально-экономической обстановки в Европе, Бодрийяр в зрелом возрасте предпринял ряд командировок за океан. Критики назвали книгу «Америка» публицистическим бестселлером, крупными тиражами она продавалась в лавках и магазинах десятка стран. Позже в поле зрения ученого попали СМИ и средства коммуникаций, статья «Войны в Заливе не будет» стала ярким явлением 90-х годов. Анализ действий представителей разветвленного массмедиа-мира продолжился в ряде популярных среди политиков трудов. Жан обращал внимание читателей на «гибель» подлинных событий, осуществлявшуюся посредством картинки, попадавшей на телеэкран. Понятия симулякры и симуляция — феномены гиперреальности — стали использоваться в исследованиях людей, причастных к научным мирам. Вкладом в социологию считалась книга «В тени молчаливого большинства, или Конец социального», где утверждалось, что очередная эпоха подходила к логическому концу. Постепенно исчезали феномен разрозненности в человеческом сообществе и привычка представителей правивших классов сталкиваться лицом к лицу. Бодрийяра, ценившего творчество писателя и художника Энди Уорхола, называли культурологом и философом направления постмодерна. В работах «Гламурное мышление» и «Идеальное преступление» ученый поднял ряд обсуждаемых вопросов и животрепещущих тем. Суть течения, отразившегося на литературе и искусстве, француз видел в порождении образных бесконечных миров. Черный юмор произведений «Город и ненависть», «Прозрачность зла» и «Фатальные стратегии» принес славу и популярность в середине 1980-х годов.

Фото: открытые Internet-источники

Смерть

В конце жизни Бодрийяр исследовал мир как двоичную оппозицию между символическими культурами и логическим обществом людей. Аспекты социального существования, основанные на обмене подарками, ученый описал в ряде художественно-публицистических статей. В марте 2007 года, после выхода этих публикаций, сообщили о смерти социолога от не разглашавшихся причин. На кладбище Монпарнас на юге Парижа, где состоялась церемония «без соболезнований», присутствовали десятки известных в Европе людей. Философ по имени Рене Шерер заметил, что «похороны не состоялись, соответственно, французский ученый теоретически продолжил жить». После заявления почетного профессора Университета Венсенна собравшиеся растерялись, потому что не знали, как реагировать и что говорить.

Фото: открытые Internet-источники

Цитаты
  • «Всё — соблазн, и нет ничего, кроме соблазна.»
  • «Народ оказался публикой… Массам преподносят смысл, а они жаждут зрелища.»
  • «Нет ничего более таинственного, чем телевизор, работающий в пустой комнате, это еще более странно, чем человек, разговаривающий сам с собой, и женщина, которая о чем-то мечтает, стоя у плиты.»
  • «Вещи — это бытовая мифология, в которой гасится наш страх времени и смерти.»
  • «Зеркало придает пространству завершенность.»

Фото: открытые Internet-источники

Библиография
  • 1968 — «Система вещей»
  • 1970 — «Общество потребления»
  • 1972 — «К критике политической экономии знака»
  • 1973 — «3еркало производства»
  • 1976 — «Символический обмен и смерть»
  • 1977 — «Забыть Фуко»
  • 1979 — «Соблазн»
  • 1981 — «Симулякры и симуляция»
  • 1982 — «В тени молчаливого большинства, или конец социального»
  • 1983 — «Фатальные стратегии»
  • 1986 — «Америка»
  • 1991 — «Дух терроризма. Войны в Заливе не было»
  • 1990 — «Прозрачность зла»
  • 1995 — «Совершенное преступление. Заговор искусства»
  • 2000 — «Пароли. От фрагмента к фрагменту»

Фото: открытые Internet-источники

Интересные факты
  • Философия французского ученого и концепция симулякров и симуляции использовалась в кинофильме «Матрица» конца 1990-х годов. Перед тем как написать книгу «Generation П», Виктор Пелевин тщательно изучил отрывки социологических трудов.
  • Бодрийяр считается автором литературных афоризмов, которые проникли в сознание знакомых с его проектами людей. Цитаты из популярных трактатов по философии и культурологии становились рекламными слоганами и заголовками статей.
  • Утверждение, что «смерть бессмысленна», было жизненным кредо Жана, это определило характер и тематику монографических работ. Желание исследовать непонятное со всех возможных точек зрения ежедневно погружало француза в безостановочный круговорот.
Ликбез: Жан Бодрийяр — Симуляции, Имплозия и Гиперреальность

Как СМИ, медиа и деятели культуры создают новую реальность, которая отличается от настоящего. Обзор идей французского философа-постмодерниста и актуальность его теорий сегодня.

Ликбез: Жан Бодрийяр — Симуляции, Имплозия и Гиперреальность
 

Всем привет! На связи Культурологический ликбез. Сегодня мы вернёмся к теме виртуального мира, который просачивается в нашу реальность с помощью различных медиа и делает ненастоящее настоящим. Мы уже рассматривали концепцию СМИ как четвёртая власть и понятие симулякров по Бодрийяру. Сегодня же мы поговорим об остальных идеях французского философа, дадим теоретическую базу, проверим их актуальность и рассмотрим в рамках современного мира, особенно, в условиях информационной войны, чьи действия разворачиваются на наших глазах. Итак, начнём.

Жан Бодрийяр
Жан Бодрийяр
 
Жан Бодрийяр — французский социолог, культуролог и философ-постмодернист, фотограф.
Основные идеи: гиперреальность, как развитие понятия марксисткой надстройки; единицы гиперреальности – симулякр; символическое отображение реальности; три порядка симулякров.

Основные работы: Общество потребления (1970); Система вещей (1970); Симулякры и симуляция (1981); Дух терроризма. Войны в Заливе не было (1991-2002).

Система вещей

Одна из первых работ, которая и определила вектор дальнейших исканий Бодрийяра. В ней французский постмодернист развивает идеи Ролана Барта из «Мифологий» и закрепляет за вещами не только функционал, но и культурологические, символические и философские функции. На примере мебели, серийных вещей, коллекционирования и автомобилей, Бодрийяр показывает как вещи становятся новыми хозяевами жизни, подчиняя человеческий смысл жизни и подменяя традиционные ценности на ценность потребления. Так, французский постмодернист отмечает, что вещи утрачивают свой первоначальный функционал и становятся пустыми симулякрами — символами, которые имеют смысл только в определённом дискурсе. Простыми словами: стол или, скажем, предмет одежды — больше не чистая функция или социальный статус, а сам смысл существования, заключённый в накопительстве. Потребности возносятся в рамки религии и становятся не физиологической необходимостью, а своего рода, системой верования, где происходит поклонение бренду.

Ликбез: Жан Бодрийяр — Симуляции, Имплозия и Гиперреальность
 
Гиперреальность

Под гиперреальностью Бодрийяр понимал искусственную, виртуальную реальность, которая действует на настоящую реальность разрушающим образом и стремится стать её подменой. Соотнесённость реальных предметов и их знаков отсутствует. Если Реальность производит, то гиперреальность только симулирует. В качестве примера гиперреальности Бодрийяр приводит Диснейленд. В парке жизненный мир воспринимается как более реальный по сравнению с тем, что есть «реальность» за его пределами. Обслуживание опять-таки здесь более замечательное, чем то, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни. Видение фауны и флоры океана куда лучше, чем их можно познать при реальном контакте с морской водой. Современный человек живёт в гиперреальности знаков, созданной масс-медиа: рекламных знаков, имён поп-звёзд или спортсменов.

Ликбез: Жан Бодрийяр — Симуляции, Имплозия и Гиперреальность
 

Превращение символов в гиперреальность, по Бодрийяру, осуществляется благодаря серии последовательных превращений символов:

1) символ отражает сущностную характеристику реальности;

2) символ маскирует и искажает сущность реальности;

3) символ скрывает отсутствие сущности реальности;

4) он перестаёт соотноситься с реальностью вообще, представляя лишь подобие или видимость чего-либо.

Гиперреальность имеет дело с фрагментами или вообще с видимостью реальности.

Ликбез: Жан Бодрийяр — Симуляции, Имплозия и Гиперреальность

 

Симуляция — обретение знаками, образами, символами самодостаточной реальности.

Квинтэссенцией гиперреальности являются симулякры.

Симулякры — знаки или образы, отрывающиеся по смыслу от конкретных объектов, явлений, к которым они изначально относились, и тем самым выступающие как воображаемые представления о реальности, фальсифицированные копии реальности.

Вместе с тем симулякры способны оказывать реальное влияние на состояние общественного сознания. Отныне не какие-либо референты задают, что есть «истина», чего, собственно, хотеть, а все более — симулякры, определяющие и характер сознания людей, и их рефлексивность относительно практически всего их окружающего. Симулякры широко используются в коммуникативных процессах современного общества. Они воспринимаются людьми благодаря ассоциациям с конкретными объектами, явлениями, событиями. Иными словами, благодаря замене реального знаками реального происходит утверждение иллюзии реальности, творчества, прекрасного, доброты и т.д.

Ликбез: Жан Бодрийяр — Симуляции, Имплозия и Гиперреальность
 

Симулякры неотделимы от новых культурных продуктов. Они делают их качественно неопределёнными. Так, современная звукозаписывающая аппаратура позволяет совершать невозможные ранее манипуляции со звуком. Классические произведения Моцарта, Бетховена, Шостаковича могут приобретать совершенно иное, но самым разным параметрам звучание, которое многих слушателей просто зачаровывает. Более того, аппаратура позволяет слушателям становиться соавторами исполнения, задавая звучанию определённые качественные характеристики. Но это будет не тот вариант исполнения, который задумывался изначально авторами произведений. Это будет «копия копии», в которой очевидно несоответствие нового и аутентичного, авторского звучания.

Шутка ли, но сам Бодрийяр в каком-то смысле стал симулякром
 

Имплозия — взрыв социального, его уничтожение и поглощение симулякрами. Границы различий между классами, гендерами, культурами стираются в силу взаимопроникновения реалий друг в друга: экономика определяется культурой и политикой, а искусство, в свою очередь, — поглощено экономикой, политикой, сексуальностью и т.д. Это те процессы, которые начали происходить во второй половине XX века и продолжают происходит сейчас. Старые границы уничтожаются: массовая культура проникают в элитарную, элитарная в массовую, между семьёй, обществом и государством стирается грань и всё становится всем. На западе из-за соцсетей и Новой этики частная жизнь становится публичной и жестоко контролируется общественным дискурсом. Уже даже молчание по той или иной теме воспринимается как преступление. Забавно, но все постмодернисты, начиная от Фуко и заканчивая Бодрийяром писали о том, что свобода западного типа рано или поздно превратится в тоталитаризм. Очень часто любят говорить о том, что роман Оруэлла «1984» — это описание советского\российского общества. Однако это отличная иллюстрация того, во что западная свобода превратится в ближайшее столетие.

Ликбез: Жан Бодрийяр — Симуляции, Имплозия и Гиперреальность
Войны в заливе не было (La Guerre du Golfe n’a pas eu lieu), 1991
 

Очень важная работа, которая показывает роль СМИ в войнах современности. Побеждает не тот, кто нанёс поражение противнику, а тот, кто выставил себя в лучшем свете в медиа. Нынешние события на Украине ещё раз подтверждают тезис французского философа. Бодрийяр утверждает, что «Война в Заливе» была не войной в самом деле, а скорее злодеянием, которое притворялось войной. Имея несравнимо более мощные военно-воздушные силы, американские военные в большинстве случаев не вступали в прямое столкновение с Иракской армией — почти ничего не известно о смертях иракцев. Таким образом, с точки зрения запада, боевых действий на самом деле не было. Более того, все, что люди узнавали о войне, являлось продуктом пропаганды. Подробные рассказы о военных действиях, осуществляемые различными медиа, не давали возможности понять, что происходило на самом деле, а что было стилизовано, избирательно искажено при помощи симулякров.

Ликбез: Жан Бодрийяр — Симуляции, Имплозия и Гиперреальность
 
Симуляции и гиперреальность в современном информационном мире

Я думаю, что после прочтения теоретического обоснования идей Бодрийяра, для всех, кто следит за современной информационной повесткой не будет проблемой переложить эти штудии на практику. Действительно, шла и продолжает идти борьба на двух фронтах: за разум и за душу. Информационная война, пропаганда — это то, что создаёт новый мир, отличающийся от реальности. Достаточно получить контроль над медиа и можно заложить любую идею, включая самую безумную. Например, как Зимбабве разбомбила в пух и прах Америку. Всё по законам Геббельса — чем чаще повторяешь ложь, тем лучше она усваивается. И не стоит думать, что пропаганда существует только в телевизоре. Ну а для того, чтобы воздействие было эффективнее — есть второй фронт, который укладывается в рамки общества потребления. И если информационная война — это борьба за разум, то навязывание потребления — это борьба за душу. Самая удобная цель для любой пропаганды — это человек, который думает только о том, как ему вкусно поесть, красиво одеться и комфортно жить.

Что почитать по теме? Кириллова, Н. Б. Медиаполитика государства в условиях социокультурной модернизации : учебное пособие для вузов, Самарская Е. Жан Бодрийяр и его вселенная знаков, Genosko, Gary. Baudrillard and Signs,Kellner, Douglas (ed.). Jean Baudrillard: A Critical Reader, Ж. Бодрийяр – Симулякры и симуляция, Ж. Бодрийяр – Дух терроризма. Войны в Заливе не было, Ж. Бодрийяр – Система вещей,

Напоминаю, что этот материал всего лишь краткий ликбез и лучшей для меня наградой за труд будет, если вы ознакомившись, начнёте глубокое погружение в тему самостоятельно.

Источники:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик »