Улыбка как искусство

Если сегодня просмотреть тысячу «селфи» и фотографий дружной компании, скорее всего, вы найдете один общий элемент – улыбка. Для нас улыбка – это признак счастья, открытости и дружелюбия, но почему же тогда, когда мы заходим в художественную галерею, эта показательная эмоция исчезает с парадных портретов? Возможно, первое, что нам придет в голову – плохая гигиена полости рта, а ведь, действительно, с этим были проблемы, однако это никак не влияло на понятие привлекательности и не было причиной отсутствия на портретах господ.

Второй аспект, который приходит в размышлениях – социологическая подоплека. Писатель Николас Дживс в своем эссе «Серьезность и ухмылка: улыбка в портретной живописи» (The Serious and the Smirk: The Smile in Portraiture) подтверждает этот факт: «Для большей части истории человечества открытая улыбка была «глубоко немодной»». Улыбка считалась признаком неприличия и уделом низшего класса, знать, преимущественно, изображали с закрытыми ртами и строгими. Это можно заметить в работах голландских художников, таких как Ян Стен, Франс Халс, Юдит Лейстер и Геррит ван Хонтхорст (Геррит ван Хонтхорст «Весёлый скрипач»), которые чаще писали портреты улыбающихся людей из низших слоев населения: музыкантов, пьяниц и театралов.

Юдит Лейстер, «Концерт», 1633.
Юдит Лейстер, «Концерт», 1633.
 

В 1703 году один известный французский писатель недоумевал над «людьми, которые так высоко поднимали свою верхнюю губу, что их зубы почти становились видимыми». Учитывая, что это было максимально неприлично, так и «природа дала нам губы, чтобы скрыть их».

Что же касается женщин, улыбка на портретах могла передать нечто большее, чем их внешний образ. К примеру, самая известная женская улыбка мира – работа Леонардо да Винчи «Джоконда» («Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», 1503-1519, Лувр) стала предметом множества научных работ искусствоведов и историков. Непонятно, как да Винчи заставил девушку сохранять такую мимику, но результатом стала загадочная полуулыбка, которая отображает внутреннюю уверенность и спокойствие героини. Некоторые специалисты напротив называют её «бесовской» лукавой улыбкой: на фоне практически безучастных глаз и нейтрального выражения лица эта ухмылка кажется хищной и хладнокровной. Психологам удалось рассмотреть в лице Моны Лизы десятки эмоций и даже диагнозов, и это в очередной раз доказало, что запечатлённые на картинах улыбки привлекают чересчур много внимания, а настоящая задумка автора порой так и остаётся недооцененной.

В то же время, на элегантных портретах женщин-аристократок таинственная и загадочная улыбка приобрела более открытый характер, в отличие от таинственной Джоконды.

В работе Ренуара «Девушка, читающая книгу» («Девушка, читающая книгу», Пьер Огюст Ренуар) мы наблюдаем за читающей девушкой, которая глубоко погружена в книгу, а ее загадочная улыбка при полузакрытых глазах, позволяет зрителю поразмышлять над эмоциями героини.

Портрет графини д'Оссонвиль, Жан Огюст Доминик Энгр. Коллекция Фрик, Нью-Йорк (Frick Collection, New York).

Портрет графини д’Оссонвиль, Жан Огюст Доминик Энгр. Коллекция Фрик, Нью-Йорк (Frick Collection, New York).

 

Прежде чем показать свою работу миру, Энгр на протяжении двух лет создавал только эскиз, так как каждый раз ему казалось, что чего-то не хватает и не цепляет зрителя. По итогу улыбка модели спокойная, но при этом уверенная, что олицетворяет собой ее статус и элегантность.

В парадном портрете «Мадам Жак-Луи Леблан» (Жан Огюст Доминик Энгра «Мадам Жак-Луи Леблан», 1823) художник намерено изобразил намек на улыбку, что позволило приоткрыть внутреннее и глубокое содержание героини.

Истинный ответ частого отсутствия улыбки гораздо проще: для того, чтобы сделать сейчас «улыбчивое селфи» нам потребуется секунда, а теперь представьте, каково позировать художнику на протяжении часов, пытаясь сохранить привлекательную улыбку на лице? Спустя уже пару минут улыбка превращается в гримасу, вряд ли бы такой результат понравился заказчику портрета.

После изобретения фотографии в XIX веке, легкая улыбка стала все чаще внедрятся в искусство. Художники стали ее использовать для выражения разных смыслов и взглядов. Как бы то ни было, и что бы ни скрывала за собой улыбка на протяжении истории искусства, одно можно сказать точно – такое проявление мимики – это наша с вами готовность увидеть себя и окружающих по-настоящему. Сегодня, вы можете показать свою эмоцию достоверно всего лишь за считанные секунды, сделав фото. Какой улыбкой вы решите поделиться сегодня, выбирать вам, тем более что сегодня вам не придется стесняться открытой и широкой мимики. Да, возможно, когда-то причиной все-таки и могло стать отсутствие гигиены полости рта или пристрастие к табаку, что было популярно в различных женских клубах, однако сейчас современные технологии такие как системы нагревания табака позволяют не беспокоиться о красоте улыбки.

 

Источник:   «БАТ Россия»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик »