Улыбка как искусство
Второй аспект, который приходит в размышлениях – социологическая подоплека. Писатель Николас Дживс в своем эссе «Серьезность и ухмылка: улыбка в портретной живописи» (The Serious and the Smirk: The Smile in Portraiture) подтверждает этот факт: «Для большей части истории человечества открытая улыбка была «глубоко немодной»». Улыбка считалась признаком неприличия и уделом низшего класса, знать, преимущественно, изображали с закрытыми ртами и строгими. Это можно заметить в работах голландских художников, таких как Ян Стен, Франс Халс, Юдит Лейстер и Геррит ван Хонтхорст (Геррит ван Хонтхорст «Весёлый скрипач»), которые чаще писали портреты улыбающихся людей из низших слоев населения: музыкантов, пьяниц и театралов.
В 1703 году один известный французский писатель недоумевал над «людьми, которые так высоко поднимали свою верхнюю губу, что их зубы почти становились видимыми». Учитывая, что это было максимально неприлично, так и «природа дала нам губы, чтобы скрыть их».
Что же касается женщин, улыбка на портретах могла передать нечто большее, чем их внешний образ. К примеру, самая известная женская улыбка мира – работа Леонардо да Винчи «Джоконда» («Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», 1503-1519, Лувр) стала предметом множества научных работ искусствоведов и историков. Непонятно, как да Винчи заставил девушку сохранять такую мимику, но результатом стала загадочная полуулыбка, которая отображает внутреннюю уверенность и спокойствие героини. Некоторые специалисты напротив называют её «бесовской» лукавой улыбкой: на фоне практически безучастных глаз и нейтрального выражения лица эта ухмылка кажется хищной и хладнокровной. Психологам удалось рассмотреть в лице Моны Лизы десятки эмоций и даже диагнозов, и это в очередной раз доказало, что запечатлённые на картинах улыбки привлекают чересчур много внимания, а настоящая задумка автора порой так и остаётся недооцененной.
В то же время, на элегантных портретах женщин-аристократок таинственная и загадочная улыбка приобрела более открытый характер, в отличие от таинственной Джоконды.
В работе Ренуара «Девушка, читающая книгу» («Девушка, читающая книгу», Пьер Огюст Ренуар) мы наблюдаем за читающей девушкой, которая глубоко погружена в книгу, а ее загадочная улыбка при полузакрытых глазах, позволяет зрителю поразмышлять над эмоциями героини.
Прежде чем показать свою работу миру, Энгр на протяжении двух лет создавал только эскиз, так как каждый раз ему казалось, что чего-то не хватает и не цепляет зрителя. По итогу улыбка модели спокойная, но при этом уверенная, что олицетворяет собой ее статус и элегантность.
В парадном портрете «Мадам Жак-Луи Леблан» (Жан Огюст Доминик Энгра «Мадам Жак-Луи Леблан», 1823) художник намерено изобразил намек на улыбку, что позволило приоткрыть внутреннее и глубокое содержание героини.
Истинный ответ частого отсутствия улыбки гораздо проще: для того, чтобы сделать сейчас «улыбчивое селфи» нам потребуется секунда, а теперь представьте, каково позировать художнику на протяжении часов, пытаясь сохранить привлекательную улыбку на лице? Спустя уже пару минут улыбка превращается в гримасу, вряд ли бы такой результат понравился заказчику портрета.
После изобретения фотографии в XIX веке, легкая улыбка стала все чаще внедрятся в искусство. Художники стали ее использовать для выражения разных смыслов и взглядов. Как бы то ни было, и что бы ни скрывала за собой улыбка на протяжении истории искусства, одно можно сказать точно – такое проявление мимики – это наша с вами готовность увидеть себя и окружающих по-настоящему. Сегодня, вы можете показать свою эмоцию достоверно всего лишь за считанные секунды, сделав фото. Какой улыбкой вы решите поделиться сегодня, выбирать вам, тем более что сегодня вам не придется стесняться открытой и широкой мимики. Да, возможно, когда-то причиной все-таки и могло стать отсутствие гигиены полости рта или пристрастие к табаку, что было популярно в различных женских клубах, однако сейчас современные технологии такие как системы нагревания табака позволяют не беспокоиться о красоте улыбки.
Источник: «БАТ Россия»