Санкции обнажили системные проблемы электронной промышленности России — исправить ситуацию будет очень тяжело

Введение против России многочисленных санкций со стороны западных стран обнажили многочисленные системные проблемы в отечественной микроэлектронике, пишет «Коммерсант». Разработчики полупроводниковой продукции оказались отрезаны от тайваньских заводов, западных компонентов и технологий. Путь импортозамещения долог и затратен — тот же Китай направил огромные средства на создание суверенного производства чипов, и всё равно ещё не догнал мировых лидеров в этой области.

 Источник изображения: analogicus / pixabay.com Источник изображения: analogicus / pixabay.com

 

Напомним, что на фоне последних геополитических событий Бюро экспортного контроля (BIS) Министерства торговли США ввело ограничения на импорт в Россию, которые затронули полупроводниковую продукцию, телекоммуникационное оборудование, компьютеры, лазеры и др. Вскоре BIS объявило о введении точечных ограничений, которые затронули российских производителей, включая АО «Байкал Электроникс», АО МЦСТ, НТЦ «Модуль», МТЦ «Элвис».

Зарубежные компании, использующие технологии американского происхождения, должны получить специальную лицензию BIS для сотрудничества с российскими компаниями. Стоит ли говорить, что получить её мягко говоря непросто. Крупнейший контрактный производитель чипов в лице тайваньской TSMC, на мощностях которого выпускались чипы «Байкал», «Эльбрус» и «Скиф», прекратил поставки в Россию вскоре после начала украинских событий. После этого было объявлено, что Тайвань присоединяется к санкциям в отношении России.

В итоге теперь российские разработчики чипов не могут размещать заказы на корейских и тайваньских фабриках, производящих полупроводниковую продукцию. К американским санкциям присоединился Евросоюз, который ввёл многочисленные ограничения, в том числе затронувшие российских разработчиков чипов.

Источник отмечает, что в настоящее время нет чёткого ответа на вопрос о возможности дальнейшего сотрудничества российских дизайн-центров с зарубежными чипмейкерами. Производители электроники и российские чиновники не дают однозначного ответа на этот вопрос. Некоторые специалисты выражают надежду на то, что ситуация может измениться через несколько месяцев. По мнению экспертов, логичным шагом для российских разработчиков чипов может стать поиск зарубежной фабрики, которая готова выпускать российские процессоры. Однако для этого потребуется осуществить перепроектирование продукции, на что может уйти 2-3 года.

 Источник изображения: «Коммерсантъ» Источник изображения: «Коммерсантъ»
 

«Логичным выходом было бы заняться разработкой процессоров по топологиям 130-90 нм, их выпуск можно теоретически наладить на «Микроне». Это могут быть вычислители для медицинской техники или интернета вещей», — считает неназванный источник на IT-рынке. В это же время российский «Микрон», как и многие другие отечественные компании, со времени начала пандемии коронавируса испытывает трудности с поставками материалов. К тому же «Микрон» тоже попал под санкции.

Как сейчас обстоит ситуация, на предприятии не комментируют. Скорее всего, для производства используются складские запасы материалов, а параллельно ведётся построение новых логистических цепочек. Ещё больше ситуацию усугубляет то, что в условиях санкций российские предприятия не могут покупать оборудование для производства полупроводниковой продукции (фотолитография, установки травления и др.) европейского, американского и японского производства.

По мнению экспертов, крайне неблагоприятная ситуация стала результатом длительного отсутствия внятной государственной политики в отрасли, в соответствии с которой постепенно могла быть создана независимая и самодостаточная система производства чипов. Комплексная госпрограмма, отвечающая на вопросы касательно объёмов производства микроэлектроники, используемых для этого материалов и целей назначения, появилась только в 2020 году. Отрасль неоднократно обращалось к государству за финансовой поддержкой для модернизации существующих и строительства новых предприятий, а также локализации производств, но государственная политика фокусировалась на поддержке отечественных дизайн-центров, которые в нынешней ситуации также оказались в трудном положении.

По мнению эксперта, в конце 1990-х и начале 2000-х годов государство не имело достаточно ресурсов для обеспечения комплексной поддержки отрасли, из-за чего было принято решение о субсидировании разработчиков. Одна из целей такого подхода заключалась в сохранении научной школы и подготовке кадров. Проработка комплексной стратегии развития электронной отрасли началась только в 2008 году, когда замминистра Минпромторга стал Юрий Борисов. Именно тогда началось финансирование опытно-конструкторских работ и появились идеи о строительстве собственных заводов. Однако производства, способные выпускать гражданскую электронику, так и не были созданы.

Идея строительства в России заводов по производству полупроводниковой продукции была вновь озвучена в начале 2020 года в опубликованной на сайте правительства «Стратегии развития электронной промышленности РФ до 2030 года». Планы по созданию заводов для массового производства полупроводниковых компонентов и приборов по нормам 28 нм, 14-12 нм и 7-5 нм могли быть конкретизированы в нацпроекте в сфере радиоэлектроники, работа над которым началась за несколько недель до обострения ситуации на Украине.

 Источник изображения: «Коммерсантъ» Источник изображения: «Коммерсантъ»
 

Источник отмечает, что даже до введения санкций западных стран идея выглядела крайне амбициозной. Государство и отрасль рассчитывали пройти за несколько лет путь, на который у лидера глобального рынка полупроводников в лице Тайваня ушли десятилетия. Доля тайваньской TSMC на мировом рынке контрактного производства чипов составляет 52 %, тогда как ближайший конкурент в лице южнокорейской Samsung занимает лишь 17,1 % рынка. При этом суммарная доля Тайваня на мировом рынке производства полупроводников составляет около 63 %.

Власти Тайваня провели масштабные реформы, нацеленные на развитие промышленности, ещё в 60-е годы прошлого века. Однако в 1973 году разразился нефтяной кризис, сильно ударивший по зависимой от поставок топлива промышленности острова. В результате было принято решение о диверсификации экономики и организации производства полупроводников. В 1973 было принято решение запустить производство полупроводников на базе Института по исследованиям промышленных технологий с использованием технологий компании RCA. На строительство первого предприятия ушло почти 4 года, а начальный этап госпрограммы по запуску производства потребовал инвестиций в размере $10 млн. В 1977 году первый завод начал функционировать, а ещё через три года появилась United Microelectronics Corporation.

Taiwan Semiconductor Manufacturing Company была создана при поддержке государства в 1987 году. Обороты и доля тайваньской полупроводниковой отрасли росли. В 1995 году общий объём продаж оценивался в $3,3 млрд, что составляло около 2,5 % от общемирового объёма. В следующем году продажи выросли до $5 млрд, а к 2000 году — до $17 млрд. Получается, что Тайваню потребовалось около 30 лет для организации полупроводникового производства, которое позволило занять солидную долю мирового рынка.

 Источник изображения: Pixabay Источник изображения: Pixabay

 

Форсированными темпами развивается импортозамещение в полупроводниковой отрасли Китая. Программа Made in China 2025 была принята в 2015 году. Она включает в себя ряд инициатив по срочному созданию новых мощностей для производства полупроводников на территории страны. В соответствии с планом, доля сделанных в Китае комплектующих в китайских товарах должна составлять 70 % к 2025 году. При этом суммарный объём инвестиций в упомянутую программу составил $1,4 трлн. Помимо прочего, китайские власти активно привлекают к работе сторонних специалистов, в том числе работающих на Тайване.

По мнению участников рынка и чиновников, Россия не сможет в сжатый срок повторить опыт Китая. Для этого необходимо полностью переработать планы развития отрасли. Согласно имеющимся данным, в настоящее время 22 рабочие группы занимаются созданием новой концепции национального проекта развития отрасли. Реализация проекта оценивается в 0,6-1 трлн рублей. При этом эксперты уверены, что независимо от объёма государственных инвестиций реализовать задачу развития российской микроэлектронной отрасли в сжатые сроки будет крайне непросто.

 

Источник:   Коммерсантъ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик »