Попал или не попал: как советская подлодка заставила немецкий линкор Tirpitz уйти на базу
Содержание
ToggleАлексей Исаев — об одной из самых знаменитых, но неоднозначных атак Военно-морского флота СССР в годы Второй мировой войны на боевые корабли противника
© Division of Naval Intelligence of the Navy Department of the United States/Public Domain/Wikimedia Commons Линкор Tirpitz
80 лет назад советский подводный флот в открытом море столкнулся с самым сильным противником, который только мог оказаться в радиусе его действий в годы Второй мировой войны. Крупная подводная лодка К-21 вышла один на один с нацистской эскадрой во главе с линейным кораблем Tirpitz («Тирпиц»), которая шла на перехват арктического конвоя PQ-17 со стратегическими грузами и военной техникой для СССР из США, Канады и Великобритании.
Бесспорные факты
5 июля 1942 года около 18 ч советская К-21 под командованием капитана третьего ранга Николая Лунина выполнила торпедную атаку на линейный корабль германского флота Tirpitz. Этот набор фактов ни у кого не вызывает сомнений. Также хорошо известен контекст происходивших тогда событий: атака произошла в ходе обеспечения проводки в арктических водах крупного конвоя PQ-17 с грузами для Советского Союза. Это был очередной (PQ-16 вышел в мае) арктический конвой, который включал 35 грузовых кораблей, три спасательных судна и танкер. Прикрывали его один авианосец, два линкора, 21 эсминец и шесть крейсеров. В свою очередь, командование кригсмарине (военно-морские силы нацистской Германии) спланировало наступление на PQ-17 своими крупными надводными судами во главе с сильнейшим на тот момент линейным кораблем Tirpitz. Операция получила наименование Rösselsprung («Россельшпрунг») — «Ход конем».
Лодка К-21 вышла в море 18 июня 1942 года — еще до того, как началась операция по проводке PQ-17. Формально этот процесс обеспечивал британский флот: в том числе американские корабли в составе сил прикрытия находились в оперативном подчинении английских адмиралов, даже линкор USS Washington («Вашингтон»). Первоначально задачей субмарины К-21 были действия на коммуникациях противника: подлодка должна была находиться в районе, где проходили маршруты морских перевозок врага, а при появлении конвоя или транспорта — атаковать и уничтожить его. Только 28 июня К-21 заняла позицию в соответствии с планом прикрытия союзного конвоя. Следует особо отметить, что еще до того, как подлодка подключилась к сопровождению PQ-17, она получила повреждения от сброшенных на нее немецким самолетом бомб и не была полностью исправна. При этом Николай Лунин только недавно принял К-21 в качестве ее командира и к моменту реализации операции успел совершить на ней только один боевой поход. В 16.30 5 июля 1942 года, вскоре после полной зарядки батареи, лодка установила акустический контакт с соединением кораблей противника, которое шло прямо на советскую машину. На нее двигалась эскадра в составе линкора Tirpitz, тяжелых крейсеров Admiral Hipper («Адмирал Хиппер») и Admiral Scheer («Адмирал Шеер»). Впереди них строем двигались семь эсминцев и два миноносца. Лунин осторожно вывел К-21 в подводном положении на боевой курс и изначально стал ориентироваться на атаку врага из кормовых торпедных аппаратов.
В 19.09 также 5 июля от лодки К-21 пришла информация в штаб Северного флота об атаке боевых кораблей противника. Этими данными советское командование немедленно поделилось с союзниками. Но уже союзническую радиограмму перехватили немцы. Командующий эскадрой адмирал Отто Шнивинд принял решение об отмене операции ввиду потери скрытности. К этому времени конвою PQ-17 было приказано рассеяться, чем все же не преминули воспользоваться немецкие подводные лодки и самолеты Люфтваффе. Уже 6 июля эскадра во главе с Tirpitz вернулась в норвежские фьорды — ее прямое вмешательство в разгром PQ-17 практически наверняка принесло бы еще большие жертвы. По факту же было потеряно 24 судна, а это 70% перевозимых танков и самолетов, почти 80% автомобилей и 63% прочих грузов конвоя. Полный разгром PQ-17 надолго приостановил бы отправку грузов по арктическому маршруту. В подтверждение тому, что К-21 не достал немецкий линкор, говорит и то, что на момент перехвата радиограммы эскадра вместе с Tirpitz в течение пяти часов шла не снижая скорости. Это было бы трудно осуществить при каком-либо попадании в корабль. После окончания Второй мировой войны представилась возможность воочию увидеть германский линкор. Обследование союзниками корпуса Tirpitz, потопленного английской авиацией в 1944 году, не выявило никаких следов повреждений от предполагаемого торпедного попадания К-21 в июле 1942 года. Доступные в наши дни документы противника также не фиксируют ни факт атаки, ни тем более ущерб от какого-либо подводного боевого снаряда.
При этом распространенные в публичном поле и литературе для широкого круга советских и союзнических людей допущения о попадании в Tirpitz, которые преследовали скорее пропагандистские цели, конечно, были исключены в профессиональной сфере. Результаты атаки К-21 не были тайной для советских специалистов в закрытых исследованиях — они оценивались критически. К тому же перед флотом всегда стояла задача подготовки офицеров к реальной войне, а воспитывать их на недостоверных фактах было бы серьезной ошибкой. Попадание в линкор, конечно, стало бы блестящим исходом для столкновения К-21 с немецкой эскадрой. Однако для этого нужно было чуть больше опыта (тот же Николай Лунин в 1943–1944 годах наверняка действовал бы четче) и, возможно, везения. Шанс на успех такого выстрела был невелик, но даже такой шанс следовало использовать, что и было сделано. Подготовка и сложившаяся практика атак приводила к серьезным ошибкам в определении элементов движения цели в короткие моменты наблюдения за противником в перископ. В итоге выстрел торпедами с К-21 был произведен с запозданием и вдогон практически на пределе дальности. Тем не менее общий результат похода эскадры Отто Шнивинда был для германского командования неутешительным. Стало понятно, что обнаружение крупных боевых кораблей происходит практически молниеносно; противник в состоянии сосредоточить для разгрома эскадры достаточные силы — три крупных боевых корабля с артиллерией 280–380-мм в сопровождении эскорта.Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Источник: