«Не на одной крепкой семье все строится» Что такое традиционные ценности и насколько они нужны россиянам?

Фото: Виктор Драчев / ТАСС

Наступивший 2024 год был объявлен в России Годом семьи. Как говорится в указе президента, сделано это для популяризации госполитики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных ценностей. Но что такое традиционные ценности, строится ли на них жизнь современных россиян и действительно ли их разделяет вся страна? Об этом «Лента.ру» поговорила с кандидатом социологических наук, научным сотрудником Международной лаборатории исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ Еленой Чуриловой.

«Лента.ру»: Что вообще такое традиционные ценности и традиционная семья в понимании социологов и россиян? И может ли традиционная семья в современном понимании не разделять эти ценности?

 

Елена Чурилова: С точки зрения социологов, демографов, исторически традиционная семья — большая, многопоколенная, патрилокальная, расширенная. То есть состоящая не только из супружеской пары, но и их родителей, детей, братьев и сестер со стороны мужа. В этой семье наблюдался авторитарный характер общения между детьми и родителями. Это значило, по крайней мере для демографического поведения, что любые судьбоносные, жизненно важные вопросы решались родителями юноши или девушки: когда вступать в брак, с кем и так далее. Они подбирали жениха или невесту, ориентируясь при этом не на внешнюю привлекательность, а на хозяйственность, трудолюбие, экономическое положение семьи жениха или невесты. Девушку старались выдать замуж пораньше, чтобы она в девках не засиделась и тем более в подоле внебрачного ребенка не принесла. А если в семье было несколько девушек на выданье, то это было, скажем так, экономически обременительно, потому что для каждой нужно было собрать приданое.

Юношу старались женить, пока он молод, еще готов слушаться родителей и принять ту невесту, которую ему выберут. С социальной точки зрения, пока юноша не вступил в брак, с ним в обществе никто даже не считался

Исторически традиционная семья была большая, широкая. И это было выгодно для семьи: чем больше рабочих рук, тем больший урожай можно собрать, тем больше шансы выжить, если выдался неудачный год. Эта семья была многорожающая, но ввиду того, что до XX века была очень высокая младенческая смертность, в этой семье было не так уж много детей. Из тысячи родившихся младенцев в те времена первый год могли не пережить до половины — в зависимости от того, были какие-то эпидемии или нет. Конечно, сейчас все изменилось: под традиционной семьей теперь обычно подразумевают союз, основанный на официальном браке. Кроме того, сторонники традиционной семьи отрицательно относятся к сожительствам, разводам, абортам и считают, что ребенок должен воспитываться именно в полной семье.

Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Если мы говорим непосредственно про традиционные ценности, то есть классификация Рональда Инглхарта. Согласно этой классификации, к традиционным ценностям относятся семья, высокая религиозность, высокий социальный конформизм, готовность ориентироваться на общество, принимать какие-то решения власти, соглашаться с ними. Ориентация на общественно одобряемые нормы — высокая, а на свои личные предпочтения и желания — наоборот, низкая.

-И россияне — такие?

Что касается поддержки традиционной, религиозной семьи самой по себе, в которой мужчина — глава семьи и добытчик, то социологические опросы показывают, что никакой ориентации россиян на такую семью, где во главе мужчина, нет. Например, недавний опрос ВЦИОМ, который проводился летом 2023 года, показал, что 68 процентов россиян от 18 лет и старше считают, что главы в семье вообще быть не должно, а решения нужно принимать сообща. Причем среди молодежи от 18 до 34 лет еще больше тех, кто считает, что в семье не должно быть главы. Если мы будем смотреть на социологические опросы про распределение обязанностей, то в половине семей у нас оба супруга зарабатывают деньги и совместно решают какие-то бытовые вопросы. В чем есть в России некоторый перекос — в равномерности распределения между мужчинами и женщинами обязанностей по воспитанию детей. Женщины, как правило, больше занимаются воспитанием детей, без особого участия со стороны мужа. Но тут есть маленький нюанс: в России довольно длительный отпуск по уходу за ребенком. Поэтому женщина, тем более если у нее несколько детей, в этом отпуске проводит довольно долгое время и уделяет все его детям и быту: она не работает, у нее альтернатив особо и нет. Кроме того, женщины не всегда имеют возможность выйти из отпуска по уходу за ребенком пораньше — не в три его года, а, допустим, в год. Во-первых, не все работодатели готовы к тому, что женщина будет работать неполный рабочий день или будет часто уходить на больничный. Во-вторых, чтобы выйти раньше на работу, нужно, чтобы ребенок в год или полтора получил место в детском саду на полный день или хотя бы чтобы была включенная бабушка, готовая сидеть с ребенком. Наконец, маленькие дети действительно часто болеют, так что женщины часто сами рассуждают: «какой из меня работник».

Если говорить о таких индикаторах, как отношение к разводам, к воспитанию детей в неполных семьях, то в большинстве своем среди россиян приемлемы и разводы, и воспитание детей матерями-одиночками. И большинство, особенно женщины, считают, что должно быть право на аборт, его не нужно у них отнимать

Надо при этом сказать, что в России общество неоднородное, страна многонациональная и многоконфессиональная. Конечно, части людей присуща большая религиозность и соблюдение каких-то традиций, ориентация на общественные нормы и правила. Другая часть общества более секулярная, и такая ориентация у него выражена меньше. Но однозначно сказать, что большинство россиян придерживается традиционной модели семьи, нерушимой, основанной только на браке и без возможности развестись, — такого нет, хотя есть группы, которые считают, что должно быть именно так. При этом поддержка брака как юридической нормы оформления союза среди россиян всегда была высока: если посмотреть данные последней переписи населения, среди людей в возрасте от 30 до 44 лет среди тех, кто состоит в партнерских отношениях, 90 процентов состоят именно в зарегистрированном браке. Незарегистрированные союзы или сожительства скорее характерны для молодежи — 18-24 года. Сожительство является неким пробным этапом перед официальным созданием семьи, оно дает возможность понять, тот ли партнер выбран, можно ли с ним в принципе вступать в брак. И наши исследования, в том числе о рождении детей, показывают, что россияне предпочитают создавать официальную семью, когда речь идет о необходимости или желании стать родителями, — большинство предпочтет брак, если произошла незапланированная беременность. Брак из России не уходит, это наиболее популярная форма отношений — он был, есть и будет.

-В указе о сохранении традиционных ценностей сказано, что все религии вносят вклад в сохранение этих ценностей, но особая роль принадлежит православию. Традиционные ценности основаны именно на нем?

В России 75-80 процентов населения относит себя к православным. Но одно дело, когда у людей во время социологических опросов спрашивают, какую религию они исповедуют, а другое дело — реальное проявление этой религиозности: соблюдение постов, посещение церкви на регулярной основе, венчание, крещение, религиозное воспитание детей. Таких активных православных верующих — процентов десять во всем населении наберется. Большинство тех, кто называют себя православными, можно отнести к номинально верующим. Они говорят «да, мы верим в бога», но по факту их религиозность ограничивается отмечанием больших праздников, обычно Рождества и Пасхи, когда они сходят в церковь или посмотрят праздничную службу по телевизору.

Фото: Dani Salva / VWPics / Universal Images Group / Getty Images

С другой стороны, есть сложно уловимая для социологов (да и для священнослужителей) группа — глубоко верующие люди, которые церковь регулярно не посещают, но регулярно молятся, соблюдают пост, все религиозные обряды. Власти, конечно, ориентируются на то, что большинство россиян православные, но не учитывают, что люди ведут скорее светскую жизнь, и в реальности глубоко религиозных людей не так много. Есть исследования, что в последние годы среди православной молодежи стало больше тех, кто включен в церковную жизнь, но насколько широка в реальности эта категория и какой вклад она внесет в рождаемость, пока не очень понятно. Я бы сказала, что религиозность все-таки связана с традиционными ценностями, потому что в православии, да и в христианстве в целом всячески приветствуется семья, основанная на браке. Церковь позитивно относится к рождению детей, в христианстве негативное отношение к разводам, поэтому предполагается, что если человек религиозен, для него важна крепкая семья.

-А если человек неверующий или номинально верующий — ему не подойдут традиционные ценности?

Семья как таковая и ее необходимость признается большинством россиян. Другое дело, что не на одной крепкой семье все строится — людям важно иметь не только крепкую семью, но и личностный карьерный рост, социально-общественное признание. Согласно исследованию коллег из МГУ (есть в распоряжении «Ленты.ру»), тем, кто не стремится реализовать себя в карьере, особенно важна крепкая семья: они так пытаются показать свою успешность — в семейной жизни.

То есть семья — одна из ценностей, которые есть у людей. Сейчас семья важна как психологически комфортное убежище, человеку должно быть там хорошо. Если есть какие-то разногласия, постоянные споры или асоциальное поведение одного из супругов, то за такую семью не хотят держаться. Зачем семья, в которой плохо? И такие отношения стремятся прервать, поэтому в таком случае, с человеческой точки зрения, в разводе нет ничего плохого

Более того, у нас становится все больше людей, вступающих в повторные союзы, в которых качество отношений может быть гораздо выше. От установки «один брак на всю жизнь» мы отошли уже очень давно — разводов было много еще в СССР, хоть с ними и пытались бороться. Другое дело, что в Советском Союзе не было возможности для совместного проживания мужчины и женщины, если они не состояли в браке, не было возможности даже получить комнату в общежитии. Этой форме отношений позволила развиться 1990-е рыночная экономика, появление свободного рынка жилья.

-Говорят, что традиционные ценности должны помочь росту рождаемости, и как раз ими обосновывают попытки ограничить аборты в регионах России. Это правда поможет?

Надо сказать, что низкая рождаемость у нас уже очень-очень давно. С середины 1960-х суммарный коэффициент рождаемости упал ниже 2,1. Дальше был небольшой период в 1980-е, когда он поднимался чуть выше уровня воспроизводства. А в 1990-е рождаемость уже окончательно стала низкой и не поднималась выше двух ни разу, даже несмотря на политику материнского капитала. И, насколько мне известно, ни в одной из развитых стран, где установился режим низкой рождаемости, не удалось поднять суммарный коэффициент до уровня выше 2,1. Есть примеры стран, которые стараются поддерживать суммарный коэффициент на уровне 1,8-1,9 за счет довольно развитой системы пособий, поддержки женщин и детей. Но такого, чтобы страна развернулась и перешла от массовой малодетности к массовой многодетности, я не знаю.

Фото: George Rinhart / Corbis / Getty Images

Такие меры, как ограничение или запрет абортов, не приведут к повышению рождаемости. Более того, число прерываний беременности у нас в последние годы постоянно снижается, и снижение идет начиная с середины 1990-х. Вероятно, это снижение продолжится и без ограничения абортов. Это происходит из-за того, что растет контрацептивная культура у мужчин и женщин. Нужно понимать, что аборты по медицинским показаниям не исчезнут. Но если мы хотим, чтобы нежелательных беременностей становилось меньше, чтобы беременности были запланированными, надо думать в сторону повышения знаний о контрацепции. Потому что исторические примеры запрещения абортов в СССР в 1930-е, в Румынии с конца 1960-х по 1980-е говорят, что эти меры приводят к краткосрочному всплеску рождаемости, а дальше женщины приспосабливаются — или избегают зачатия или прибегают к нелегальным абортам, или ездят в другие страны, где аборт разрешен. Сейчас женщины будут более тщательно следить за контрацепцией, возможно, вырастет спрос на услуги вазэктомии и стерилизации и, конечно, может возрасти избегание сексуальных связей. Что касается разводов, в СМИ периодически мелькают предложения об увеличении госпошлины, но никаких разговоров об ограничении пока не было и, надеюсь, не будет. Но разводы с рождаемостью никак не связаны: человек может найти нового партнера после развода и завести ребенка с ним.

-А еще в 2023-м звучали предложения ограничить образование. Ситуация, при которой россиянки не будут работать и получать образование, а останутся дома и будут воспитывать детей, реальна?

Это совершенно нереалистично. В России довольно высока роль женщин на рынке труда. Надо сказать, что даже демографическая ситуация с точки зрения рабочей силы в России не самая благоприятная именно потому, что женщины составляют примерно половину этой силы. Если все женщины уйдут, кто вместо них будет работать? Помимо традиционно женских сфер образования и медицины есть еще всевозможные услуги, связанные с продажами, сферой красоты, и везде задействованы женщины. Сейчас невозможно заставить женщину рожать много детей, даже лишив ее возможности работать: есть эффективные средства контрацепции, все возможности для планирования рождения ребенка. В реальности наши многодетные семьи — это семьи, где трое детей. У женщины большой репродуктивный период — с 15 до 49 лет, и чтобы родить троих детей в этот период, все равно надо прибегать к контрацепции, даже эта многодетность — планируемая.

Чтобы кто-то неконтролируемо рожал — это редкий случай, кто-то, может, так живет по религиозным убеждениям, но три, четыре ребенка, даже пятеро детей будут планироваться

Есть неблагополучные семьи, в которых все рожденные дети — случайные, незапланированные, но это скорее исключение: женщины не особо стремятся рожать больше троих детей. Для того чтобы многодетность стала массовой, нужны совершенно другие жилищные и экономические условия. Обычное жилье в России, особенно в крупных городах, имеет в основном маленькую площадь и комнатность. На рынке новостроек представлены в основном квартиры-студии или однокомнатные. Для семьи с тремя-четырьмя детьми нужна квартира или дом, в котором будут три-четыре отдельные спальни. Финансовая нагрузка на многодетную семью получается очень большая: детей надо кормить, обувать, одевать, давать им образование, а это значит, что совокупный доход семьи при пересчете на члена семьи будет становиться меньше, — это повышенный риск бедности. Люди же, как только появляется первенец, начинают ощущать, что ребенок — это дорого. А если детей несколько, женщине проблематично сочетать работу и их воспитание. При этом она должна работать — мужчине одному трудно обеспечивать семью, где трое несовершеннолетних, и тут возможностей тоже не так много. Я бы сказала, что полный возврат к массовой многодетности, тем более к тому, чтобы в семьях было по пять-шесть и более детей, у нас невозможен.

В реальности возможна переориентация на двухдетность и трехдетность, но для этого нужны условия и массовое жилищное строительство доступного жилья, в котором будут представлены трех-, четырех- и пятикомнатные квартиры

А также меры поддержки занятости женщин, чтобы они могли сочетать работу и уход за детьми, поощрение работодателей, которые дают такую возможность, например, организуют детские комнаты на крупных предприятиях, частично субсидируют детский летний отдых, потому что работающим родителям без помощи бабушек и дедушек сложно организовать присмотр за несколькими детьми, например, в период летних каникул.

-По-вашему, в какой момент произошла переориентация на традиционные ценности?

В начале двухтысячных в общественном пространстве стало гораздо больше разговоров о том, что нужно повышать рождаемость. В 1990-е было не до демографии — там были огромные экономические проблемы, но когда они были решены и у государства появилась возможность поддерживать семью, случился такой консервативный поворот. И с каждым годом об этом говорят все больше.

Фото: Андрей Каспришин / Коммерсантъ

Другое дело, что это можно назвать движением против ветра, потому что от традиционной семьи, многопоколенной и многорожающей, где глава мужчина, мы отошли сто с лишним лет назад. Вернуться к этому невозможно — экономическая ситуация и контекст совершенно другие, у большинства нет такой религиозности и, главное, потребности в традиционных ценностях. К тому же в те времена, когда семья была истинно традиционной, не было возможности контролировать рождаемость, — мы можем только гадать, насколько вообще многодетность и многорождаемость были желанными до XX века. Есть исторические свидетельства, что люди спокойно относились к тому, что теряли детей: это была обыденность. Сейчас это изменилось — повысилась ценность человеческой жизни, изменилось отношение к детям, воспитанию.

-Матери-одиночки, уклонисты от алиментов, домашнее насилие, детдома, неблагополучные семьи и так далее. Как это может соседствовать с картиной традиционных ценностей?

Надо понимать, что неблагополучные семьи всегда были, есть и будут. Всегда есть социальные иждивенцы, которые рожают ради пособия. Есть проблема с алкоголизмом в части населения, и в таких семьях тоже рождаются дети. Ежегодно около 10-12 процентов новорожденных — это дети одиноких матерей, женщин, которые не состоят в официальном браке и отец ребенка которых не признал отцовство. Но семьи одиноких матерей не обязательно неблагополучные, просто все заботы и о ребенке, и о материальном благополучии ложатся на плечи матери.

-Россия действительно чуть ли не единственная в мире борется за традиционные ценности?

Я бы сказала, что все страны, которые столкнулись с низкой рождаемостью, начинают в какой-то момент беспокоиться и искать способы преодолеть сокращение рождаемости, потому что в дальнейшем это ведет к тому, что увеличивается доля пожилых в населении, демографическая нагрузка на работоспособное население. Это совершенно меняет и рынок услуг, то есть потребности пожилых должны удовлетворяться. Поэтому да — государства, конечно, этим обеспокоены.

Фото: Всеволод Тарасевич / РИА Новости

Другое дело, что повернуть вспять низкую рождаемость вряд ли возможно. Развитые европейские страны в большинстве своем пришли к такой политике, что стараются поддержать семьи в их стремлении родить желаемое число детей, но при этом не лезут в семью. У них есть меры материальной поддержи, борьба с бедностью, политика, направленная на улучшение сочетаемости родительства и семейной жизни, отпуска по уходу за ребенком не только для матерей, но и для отцов — в общем, спектр мер. Но я уже говорила, что меры материального характера дают краткосрочный эффект. Похожая на российскую семейная ориентированность характерна для Северной Европы. Там поддержка семьи идет не на словах. Там широкий спектр помощи, политика по увеличению доступности мер планирования семьи, чтобы семьи могли рожать желаемое число детей в желаемые сроки, и никто их там не подгоняет. В основном там не запретительная политика, а наоборот — делают более доступной контрацепцию, вводят сексуальное образование, рассказывают о репродуктивном здоровье. Хотят рожать в 30 лет? Пусть рожают в 30, а мы сделаем все, чтобы они родили тех двух-трех детей, которых они хотят.

Источник:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик »