— Вот-вот, не обратили внимания. А между тем вы видели! В этом вся суть. Ну а я знаю, что ступенек — семнадцать, потому что я и видел, и наблюдал.
Холмс подчеркивает важность разницы между «видеть» и «наблюдать», когда речь идет о памяти. Для наблюдения нужно внимание. Мы видим множество вещей, которые не замечаем и позже не вспоминаем
Однако Холмс ошибается в отношении ограниченного пространства. Наша память вовсе не маленький чердак, это огромный склад. И возвращаясь к вопросу подсчета, выйдите на минуту в интернет. Погуглите «Тест на внимательность» (Selective Attention Test) и посмотрите видео. Вам нужно посчитать, сколько раз игроки в белом передают друг другу мяч. Видео занимает всего минуту, посмотрите его и возвращайтесь.
Спасибо, что вернулись. И конечно, мне интересно, вы заметили гориллу? Для тех, кто не стал проходить тест: как я и говорил, вам нужно было посчитать, сколько раз на видео игроки в белом передают друг другу мяч. Мы видим трех человек в белом, трех — в черном и два мяча. Люди в черном и белом передают друг другу мячи внутри собственных команд. Все шесть человек двигаются по кругу, передавая мячи. Вы считаете передачи команды в белом, где-то через 10 секунд с правой стороны экрана входит человек в костюме гориллы. Все продолжают передавать мяч, как будто ничего не произошло. Горилла медленно движется среди игроков, останавливается посередине, бьет по груди и идет дальше. Когда я впервые посмотрел видео, я не мог поверить, что более чем в половине случаев люди, которые смотрели видео и считали передачи, вообще не увидели гориллу. Даже когда участникам потом говорили о горилле на видео, они были уверены, что обязательно бы заметили такое, будь это правдой. «Человек в костюме гориллы бил себя в грудь? — спрашивали они. — Уж я бы точно это заметил». Мы не только не видим очевидное, но и не хотим признавать свою слепоту. Видео было снято в 1999 году профессорами психологии Дэниелом Симонсом из Университета Иллинойса и Кристофером Чабрисом из Юнион-колледжа. Симонс утверждает: «Мы думаем, что обязательно заметим что-то настолько необычное, но мы сильно ошибаемся».
Дело в том, что мы замечаем лишь бесконечно малую часть того, что происходит вокруг. Результаты этого оригинального исследования были подтверждены и в более поздних экспериментах
Мы все непрерывно получаем сигналы от своих органов чувств. В данный момент я на завтраке в отеле в Токио. Последний час я фокусировался на этой странице и блокировал все, что происходит вокруг меня. Но как только я возвращаю свое внимание во внешний мир, до меня доносится вкусный запах жарящегося неподалеку омлета. За соседним столиком два бизнесмена обсуждают, на какую сумму они могут выписать счет своему клиенту. Играет бодрая музыка, но ее нарушает звук столовых приборов, которыми некоторые гости предпочли воспользоваться вместо палочек. Со своего столика я вижу горизонт Токио с ежесекундно мигающими огнями Радужного моста. Я несколько часов сидел в одной позе и замечаю, что у меня затекли ноги. Есть картинка, запахи, звуки, тактильные ощущения — во все мои сенсорные системы поступает множество данных, которые обрабатываются и фильтруются. Этот процесс называется избирательной фильтрацией или избирательным вниманием, и это происходит с нами постоянно. Мы обращаем внимание лишь на небольшую часть той информации, что получаем, а остальное выбрасывается. Как сказал бы Шерлок Холмс, мы видим, но не наблюдаем. Удивительно, насколько много мы можем увидеть вокруг и все же не воспринять этого. Не только количество ступенек в прихожей или гориллу посреди игры в мяч, но и какова еда на вкус, как сезоны плавно сменяют друг друга или как пахнет дождь в жаркий летний день. Возможно, прозвучит банально, если я скажу, что стоит остановиться и насладиться жизнью, но исследования подтверждают: это хороший совет для повышения удовлетворенности жизнью.
Прежде всего, возможно, многозадачности не существует. Мы не выполняем несколько дел одновременно, мы переключаемся между ними, в каждый момент времени фокусируя внимание на одном
Метаанализ профессора Энтони Д. Вагнера, руководителя Стэнфордской лаборатории памяти, и Мелины Р. Ункафер, доцента кафедры неврологии в Калифорнийском университете в Сан-Франциско, опубликованный в 2018 году в Proceedings of the National Academy of Sciences, резюмирует десятилетие исследований связи многозадачности и когнитивных способностей. Согласно этому метаанализу, все больше исследований показывают, что люди, работающие в многозадачном режиме, хуже справляются с задачами на память. Правда, примерно половина исследований не обнаружила значительных различий, зато вторая половина показала, что рекордсмены многозадачности демонстрируют заметно сниженную эффективность внимания и памяти.
И ни одно из опубликованных исследований не показало позитивного влияния многозадачности на память
У нас нет данных о том, как часто наши предки, охотники и собиратели, отвлекались (в те времена не очень увлекались сбором данных). Но есть все основания утверждать, что в последнее десятилетие смартфоны стали орудием массового отвлечения. В 2018 году исследование британского медиарегулятора Ofcom показало, что в часы бодрствования люди проверяют свои телефоны примерно каждые 12 минут. Поэтому можно предположить, что в эпоху массового отвлечения мы с меньшей вероятностью что-то запомним — или хотя бы обратим внимание. У нас есть по гиппокампу с каждой стороны мозга, они — часть лимбической системы и связаны с эмоциями, поведением и долговременной памятью. Они располагаются над ушами, на 5 см вглубь, и по форме похожи на морских коньков. Гиппокамп отвечает за консолидацию информации — ее перевод из кратковременной памяти в долговременную, а также за извлечение воспоминаний.