«Играешь целый день, а тебе за это платят» Как россиянка случайно стала тестировщицей игр, и что для этого было нужно
Содержание
ToggleУ меня технический склад ума: я окончила физико математический класс в лицее, а потом поступила в технический университет на направление «Прикладная информатика». Сначала я примерно два года работала в управлении автоматизации своего университета, но потом мне захотелось попробовать что-то новое. Так я оказалась в digital-агентстве, которое занималось продвижением брендов в социальных сетях. Я отвечала за проведение мероприятий: организовывала их, работала с типографиями, общалась со спикерами и так далее, а еще была куратором SMM-школы от этого агентства. Работы было много: создание и утверждение расписания, общение с учениками и преподавателями, организация учебного процесса в целом и организация выпускного. Наша SMM-школа была на базе федерального университета, поэтому студентам выдавали сертификаты о повышении квалификации государственного образца, все честно. После четырех лет напряженной работы я поняла, что больше не могу: я выгорела и устала. Очень хотелось вернуться в IT, и я начала неспешно искать разные предложения.
Я даже не подозревала, что можно быть тестировщиком, пока абсолютно случайно не наткнулась на эту вакансию на HeadHunter
Если все хорошо — мы задачу закрываем, если все плохо — вновь общаемся с разработчиком, пытаясь понять, почему проблему не удалось исправить с первого раза. Также тестировщики работают с документацией, а еще подсвечивают риски в организационных моментах или процессах планирования разработки и тестирования какой-то фичи.
Только технических знаний для работы в IT недостаточно
На мой взгляд, тестирование — отличное направление для входа в сферу, потому что здесь нужно не так много первоначальных знаний, как, например, в программировании. При этом для работы тестировщиком все же желательно иметь технический бэкграунд: получить техническое образование по специальности или закончить какие-то курсы. У меня было высшее техническое образование, кроме того, я очень люблю все систематизировать. Мне нравится находить какие-то баги, проблемы, ошибки, я люблю иерархию, поэтому и решила себя попробовать. Образование сильно помогло мне устроиться на работу, потому что основные моменты я уже знала, мне не нужно было их объяснять. Перед собеседованием я лишь прочитала некоторые статьи и книги по теме, чтобы лучше понять, что будут требовать от меня на рабочем месте.
Важно понимать, что только технических знаний любому работнику в сфере IT — хоть тестировщику, хоть программисту — недостаточно
Нужно обладать еще хорошими софт-скиллами: то есть уметь общаться с людьми. Важно слышать их точку зрения, доносить до них свою и уметь договариваться. Когда человека отсматривают как потенциального кандидата на работу в компанию, присматриваются как раз таки к софт-скиллам, к тому, как он реагирует на определенные ситуации. И уже примерно понимают, подходит ли он под культурный код компании или нет. Культурный код моей компании меня полностью устраивает: у нас все доброжелательно, комфортно и уважительно.
Фото: logoboom / Shutterstock / Fotodom
Тестировщики часто имеют возможность работать удаленно
Я работаю пять дней в неделю, удаленно. Мой рабочий день абсолютно такой же, как у всех: восемь-девять рабочих часов. Утром у нас проходит рабочий видеосозвон всей командой, на котором мы либо рассказываем, что уже успели сделать, либо обсуждаем, что будем делать на этой неделе. Мы заранее набираем задачи, которыми будем заниматься, и приступаем к ним.
С командой вживую видимся очень редко. Но придумываем разные штуки в онлайне: например, ближе к Новому году для хорошего настроения на созвон приходим в шапках Деда Мороза или новогодних ободках
Я не могу точно определить специфику тестирования мобильных игр, потому что не тестировала ничего другого. Но знаю точно, что есть какие-то различия в инструментах, сервисах, функционале, которые мы не используем, а тестировщики, например, программного обеспечения или сайтов используют. Игры моей компании могут выходить как на мобильных устройствах, так и на маках или на компьютерах с Windows. Мы делаем даже браузерные версии для Facebook (запрещена в России; принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ) и тестируем все эти платформы Механики тоже мне известны только определенные, потому что они в играх нашей компании почти одинаковы: три в ряд и merge — механика, при которой необходимо объединять различные объекты на игровом поле, чтобы получать их улучшенные версии. Мне нравится тестировать и то, и другое.
Самое сложное в профессии — это, наверное, начать. Непросто вникнуть во взаимодействие с новой командой, в новые организационные процессы, в новую фичу. Когда вникаешь, уже нарабатывается определенный опыт, и можно постепенно решать более более важные и критичные проблемы. Я не могу назвать работу тестировщика утомительной, но она бывает стрессовой. Особенно в те недели, когда мы готовим версию к выходу в мир, к релизу. В этот период работа идет напряженная: нужно многое успеть проверить, чтобы выпустить игру без критичных недостатков. Конечный пользователь должен быть доволен, чтобы игра приносила нам деньги.
Самое приятное — когда тебя ценят на работе и уважают. Когда руководство замечает какие-то улучшения, которые ты вводишь, твою суперэффективную работу и может выдать тебе адекватную обратную связь. Пока у меня нет каких-то долговременных планов, сейчас я хочу улучшить свои навыки в тестировании и повысить свой грейд — то есть уровень. Внутри направления тестирования, как и во многих направлениях IT, есть уровни: джун, мидл, сеньор. На повышение грейда влияет то, насколько хорошо человек тестирует, насколько сложные задачи берет, и то, каким арсеналом инструментов может пользоваться при тестировании.
Грубо говоря, если ты очень способный человек, ты можешь от нуля дойти до сеньора за год-два
Я делаю все в своем темпе, пока я мидл-тестировщик, но хочу прокачаться, чтобы иметь более хорошую техническую базу, лучше оценивать риски. Более высоким грейдам даются более тяжелые задачи для исследования. Скорее всего, уровень влияет и на зарплату, потому что чем больше зона ответственности, которую сотрудник может покрывать, тем больше его ценят в компании. Свою зарплату я назвать не могу. Сориентировать по зарплатам на рынке тоже очень сложно, потому что рынок очень широкий. Все зависит от специфики тестирования (игры, ПО, сайты и прочее), страны компании (РФ или зарубежная), политики внутри компании (есть ориентация на среднюю рыночную стоимость или нет). А еще очень многое зависит от хард- и софт-скиллов самого человека.
40-150 тысяч рублей зарплата тестировщика (QA-engineer) в одной из известных российских компаний-разработчиков мобильных игр, согласно открытым данным
В свободное время играю в игры для себя. Например, люблю Gardenscapes. Но профессиональная деформация у меня уже появилась. Даже на подсознательном уровне, если я замечаю какой-то баг, я его фиксирую в голове и думаю о том, как его можно было не заметить и пропустить в мир. Такое бывает и в мобильных играх, и в каких-то приложениях. Когда я нахожу проблемы или баги, бывает, я пишу в техническую поддержку, рассказываю, что у них не так, и как можно это улучшить с точки зрения пользователя. Иногда мне отвечают позитивно, иногда «на отвали». Но я чувствую, что я выполнила свой долг как тестировщик, подсветила какие-то проблемы. Мои друзья и семья положительно относятся к моей профессии. Многие из них сначала удивились, потому что не знали о существовании этого направления, но, когда я прошла испытательный срок, порадовались за меня. От малознакомых людей типична реакция: «То есть ты просто сидишь, играешь в игры целый день, и тебе за это платят?» Постоянно слышу эти шутки.
Если хочется стать тестировщиком, не нужно бояться. Даже если в описании вакансии куча разных страшных слов в графе навыков, которыми вы должны владеть, не надо расстраиваться: половина из них может и не пригодиться
Перед собеседованием желательно поиграть в игры компании, чтобы понимать, о каких продуктах будет идти речь. Работодателю важна заинтересованность: покажете ее, и все пройдет отлично. Юлия рассказывает, как познает мир разработки в роли тестировщика мобильных игр в своем блоге в Instagram под ником @strakhova.julia (соцсеть запрещена в России; принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ)