«Художник, рисовавший ад»: что на самом деле зашифровано в картинах Иеронима Босха

– наверное, самый загадочный художник в мире. До сих пор исследователи спорят о сути его творчества, о том, почему он выбирал такие странные и пугающие сюжеты… Его называют религиозным еретиком, магом, алхимиком, пришельцем, контактером…
«Художник, рисовавший ад»: что зашифровано в картинах Босха
Фото: Русская семерка
 

Настоящее имя живописца было Ерун ван Акен. Он родился около 1450 года в голландском городе Хертогенбос, входившем тогда в состав Бургундского герцогства. Семья ван Акенов происходила из немецкого города Ахен. Художниками были и дед Еруна, Ян ван Акен, и его отец Антоний. Впервые имя молодого ван Акена упоминается как «Jheronimus» в архивных документах за 1474 год. В 1478 году отец Иеронима скончался, и сын унаследовал его художественную мастерскую. В основном ван Акены занимались выполнением различных заказов – стенных росписей, золочения деревянных скульптур, изготовления церковной утвари. Согласно документам, в 1480 году Иероним взял себе псевдоним Босх. Это было всего лишь производное от сокращенного наименования его родного города Хертогенбос — Den Bosch. В 1486 году живописец вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»), куда входили как люди духовного сана, так и миряне. Возможно, Босхом двигал коммерческий интерес: ему стали поручать оформление различных церемоний, росписи в храме и т.п. Он быстро стал известен и за пределами общины.

Фото: Архив

Скончался Босх в 1516 году. После него сохранилось около 25 картин и 8 рисунков. Среди них – триптихи, фрагменты триптихов и, наконец, отдельные полотна. Многие полотна Босха созданы на заказ по религиозным сюжетам. Так, свой знаменитый триптих «Страшный Суд» он предположительно писал по заказу тогдашнего правителя Нидерландов и короля Кастилии Филиппа I. «Искушение Святого Антония» — по заказу сестры короля Филиппа , ставшей после кончины брата наместницей в Нидерландах. Первое, что обращает на себя внимание в работах живописца – изобилие разнообразных демонов и чудовищ, хаотические сочетания частей человеческого тела, растений и животных… Его называли художником, рисующим ад. Возьмем одно из самых известных полотен Босха — «Сад земных наслаждений». На нем изображены гигантские чудовища, на фоне которых копошатся обнаженные люди. Или монстр, тело которого представляет собой надколотое яйцо, а ноги – древесные стволы. Внутри чудища виден кабак, заполненный посетителями, которые пьют и едят… Изображения Апокалипсиса встречаются у многих живописцев, но трактовка Босха весьма далека от общепринятых христианских канонов. На одной из расписанных им фресок, сохранившейся в соборе Хертогенбоса, толпы людей во мраке с простертыми вверх руками наблюдают за снижающимся зеленым конусообразным объектом, внутри которого мерцает яркий белый шар. Внутри него виднеется фигура без одежды, лишь частично похожая на человека.

Фото: Архив

Голландский профессор истории и иконографии Эдмунд Ван Хооссе предположил, что Босх предвидел контакт землян с инопланетянами (который, правда, еще не состоялся). А американский парапсихолог и уфолог Джордан Хардс утверждает, что художник и сам был пришельцем, а все его картины изображают не что иное как космические путешествия… В наше время интерес к Босху даже выше, чем среди его современников. Одни исследователи полагают, что художник был сюрреалистом эпохи Возрождения, и все чудовищные образы извлекались им из глубин подсознания. Другие видят в произведениях Босха различные символы, связанные с магией, астрологией, алхимией. Третьи убеждены, что Босх был еретиком. Якобы он состоял в Братстве Свободного Духа, членов которого называли также адамитами – секте, возникшей еще в XIII столетии. Какую же символику на самом деле можно увидеть в творениях Босха? Так, лестница в эзотерике обозначает путь к познанию. Перевернутая воронка – мошенничество или ложную мудрость. Ключ – познание. Отрезанная нога – ересь. Стрела – зло. А на что указывают изображения животных? Например, сову принято считать символом мудрости, но у Босха она встречается в контексте, скажем, коварства и греха. Поэтому логично предположить, что сова, хищная и ночная птица, символизирует темную сторону человеческой природы. То же символизируют и черные птицы, которые тоже присутствуют на полотнах художника. Жаба в Средние века считалась безусловно «дьявольским» созданием и в алхимии символизировала серу, которая в религии ассоциируется с преисподней… На картинах в достаточном количестве встречаются сухие деревья и скелеты животных. Это не что иное как символы смерти.

Фото: Архив

Американская исследовательница, автор книги «Тайная ересь Босха» Линда Харрис считает, что живописей обладал так называемым визионерским (пророческим) даром. Так, картины Страшного Суда она соотносит с войнами и катаклизмами современной эпохи. Еще одна тайна связана с могилой художника. Останки его были захоронены в приделе храма Святого Иоанна, который он некогда расписывал. В 1977 году захоронение вскрыли археологи, и выяснилось, что внутри пусто! По словам руководителя раскопок Ханса Гаальфе, странным выглядел и плоский камень, не похожий на гранит или мрамор, который в те времена обычно использовали для надгробий. Когда осколок камня поместили под микроскоп, тот безо всякого воздействия начал испускать слабое свечение и нагрелся на три с лишним градуса. Продолжить исследования захоронения не дала церковь: она восприняла эти манипуляции как осквернение могилы знаменитого художника. Сегодня в храме Святого Иоанна можно увидеть надгробную плиту с написанным на нем именем живописца и годами его жизни. А наверху находится выполненная им когда-то фреска, изображающая распятие, окруженное странным зеленоватым светом…

Источник:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик »