ИСТОРИЯ ВЕЛОСПОРТА

История велосипедного спорта возникла сравнительно недавно, в конце XIX века, в от других Олимпийских видов известных тысячелетиями.  Перед тем, как познакомиться с историей развития велосипедного спорта, его зарождением и вхождением в состав Олимпийских игр, уместно вспомнить о возникновении самого велосипеда. Человеку давно пришла мысль, что передвигаться на колесах можно посредством собственной мускульной силы. Одновременно во многих странах (например, Англии, Франции, Германии) стали появляться повозки, коляски на двух, трех, четырех колесах, которые приводили в движение посредством собственного усилия. В Росси тоже появился велосипед. Начало XIX века знаменательно созданием первого цельнометаллического велосипеда на двух колесах.

Первый велосипед в России и в мире

Создателем велосипеда в России является крепостной мастер Ефим Михеевич Артамонов. Свое творение он изобрел на одном из заводов Нижнего Тагила. Исторические записи свидетельствует, что в 1800 году, в день Ильи Пророка, Ефим Михеевич передвигался вдоль улиц Екатеринбурга на чудном велосипеде. В 1801 году Артамонов на изобретенном самокате смог добраться по разбитой дороге до столицы, которая находилась от его родного города в 5 тыс. км. В Москве на коронации царя в Сокольническом поле, создатель продемонстрировал изобретение. За это Ефима Михеевича освободили от крепостного права.

Новое изобретение Артамонова весило порядка 40 кг. На переднем, ведущем колесе были установлены шатуны и педали. Ведущее колесо достигало свыше одного метра в своем диаметре. Величина заднего колеса была в два раза меньше. Величина велосипеда в высоту достигала полтора метра. Но Артамонову не посодействовали в получении патента.

Основателем первой велосипедной машины считают лесничего по имени Карл фон Драйс из Мангейма (Германия). В 1814 году Карл создал велосипед на двух колесах. Изготовил его из дерева. Ведущее колесо могло ехать в любую сторону. Передвигаясь на таком велосипеде, человеку нужно было, подобно езде на лыжах, самостоятельно отталкиваться ногами. В 1817 году изобретение Драйса было запатентовано в Германии в качестве первого велосипеда в мире. Уже в Америке и Западной Европе велосипед продолжали совершенствовать. Шатуны стали устанавливать на переднее колесо. Благодаря такому усовершенствованию велосипед стал быстрее передвигаться, но при этом значительно увеличилась тряска. Англичане прозвали такой велосипед «костотрясом». Официальной датой начала участия велосипеда в соревнованиях считается 31 мая 1868 года. В этот день в одном из парков пригорода Парижа Сен — Клу стартовала первая в мире велосипедная гонка на 2 000 метров. В соревновании одержал победу англичанин Дж. Мур. На следующий год он одержал триумфальную победу в шоссейных гонках на 120 км, которые проводились на «костотрясах».

Маршрут соревнования начинался в Париже и заканчивался в Руане. Как говорят очевидцы, чтобы передвигаться на таком транспорте, нужно обладать «силой слона и ловкостью обезьяны». Победитель Мур закончил прохождение дистанции через 10 часов 45 минут. То есть он «прошел» траекторию со скоростью спортсмена — пешехода. В дальнейшем скорость велосипеда увеличилась до 30 км/час.

Модернизация велосипеда

Постепенно изобретатели пришли к тому, что увеличили переднее колесо и уменьшили заднее. Такие велосипеды прозвали пауками. Но ездить на подобном транспорте было небезопасно. Если велосипед неосторожно толкнуть, то он мгновенно падал, а пассажир прыгал через руль. Даже на таком высоком велосипеде некий Томас Стивенс сумел совершить кругосветное путешествие. Он двигался со скоростью 60 км в сутки. Наряду с моделями велосипедов «паук», в мире появился и другой образец данного способа передвижения, именуемый  «кенгуру». На модели велосипеда «кенгуру» первый раз стали применять цепную передачу. Скорость увеличивалась благодаря соотношению шестерёнок. Далее усовершенствование велосипеда происходило быстро. Переворотом в развитии считается 1885 год. В этот период шотландский ветеринар Денлоп создал и применил на деле полую пневматическую шину. Он хотел сделать велосипед наиболее комфортным для езды ради своего сына. Для этого Денлоп воспользовался резиновым рукавом для полива цветов, наполнил его водой и надел на колеса велосипеда. Велосипед стало меньше трясти во время езды, но уменьшилась скорость из-за тяжести наполненных водой шин. Денлоп решил попробовать накачать шины для колес воздухом. Чтобы воздух не выходил наружу, врачу пришлось придумать специальный клапан. Когда шина полностью наполнялась воздухом, клапан автоматически закрывался. Колеса с шинами, наполненными воздухом, — это то, что не хватало велосипеду, чтобы он стал удобным для передвижения. В последующее время конструкция велосипеда подвергалась постоянному совершенствованию с целью сделать ее более прочной, легкой, красивой. Изобретатели — конструкторы работали и над скоростью.

Развитие велоспорта

Велосипед быстро приобрел популярность среди населения в качестве удобного средства передвижения, для занятий спортом. В период с 1870 года в таких странах, как Франция, Италия, Великобритания  стали производится работы по строительству треков. В велосипедном спорте появились категории спортсменов. Они подразделялись на профессионалов, любителей, независимых участников. Как только появились пневматические шины, гонки на велосипедах стали проводиться не только на треках, где ранее катались только на моделях «пауки» и «кенгуру», но и по дорогам. В 1891 году состоялась первая официальная дорожная гонка Бордо — Париж. Расстояние маршрута достигало 600 м.

В 1893 году состоялся первый чемпионат мира для любителей велоспорта в Чикаго. С 1895 года стали организовываться мировые  чемпионаты для профессиональных спринтеров. Конец XIX века известен популярностью шестидневных соревнований. В 1896 году в Америке организовали первую такую гонку.

История мировых чемпионатов по дорожному шоссе началась с 1921 года на расстояние 190 км для любителей; для профессиональных спортсменов с 1927 года на 185 км. В 1958 году впервые прошли гонки  среди женщин. Самой запоминающейся гонкой того времени считается гонка для профессиональных велосипедистов вокруг Франции под названием «Тур де Франс». Первый раз соревнование провели в 1903 году на длину маршрута 5 тыс. км. Гонка осуществлялась на далекое расстояние. Каждый год условия соревнования изменялись.

История велоспорта в Олимпийской программе

Велоспорт — это  спортивная дисциплина, которая присутствует во всех Олимпийских играх современности. Когда проводилась первая олимпиада в Афинах, был специально построен трек. Во многом он соответствовал современным нормам. В первых играх, состоявшихся 08 апреля 1896 года, принимали участия спортсмены велосипедисты из пяти Европейских стран. В программу входило 5 видов гонок с помощью трека, и одна гонка совершалась по дорожному шоссе. Уникальные достижения продемонстрировал спортсмен из Франции П. Массон. Впоследствии он стал трехкратным чемпионом олимпийских игр по велоспорту. В 1896 году, в период проведения первых олимпийских игр, Международный союз велосипедистов еще не существовал. Союз образовался только в 1900 году. Но благодаря представителям Международного союза «Солидарность, соревнования на велосипедах были включены в программу. На протяжении долгого периода спортивная программа составлялась на усмотрение организаторов, включая в игры только гонки на треке. Так было в 1900,1904 годах.

В 1900 году итоги соревнований, участниками которых являлись только спортсмены из Америки, не были отражены в официальных протоколах олимпийских игр. В игры включали либо гонки по треку, либо по шоссе. В период с 1908-1972 год гонки на треках осуществлялись на тендемах. Существующий сегодня план соревнований стали определять с 1928 года.

В 1984 году в Олимпийских играх впервые приняли участие женщины. На первых играх с участием спортсменов — велосипедистов победили профессионалы из Франции, Великобритании. Далее победителями становились велосипедисты из Дании, Германии, Италии, СССР. В 1996 году Олимпийские игры проходили в Атланте. Там спортсмены боролись за первое место, двигаясь по треку и шоссе и горным дорогам этого города. Наряду со стандартным велосипедом первый раз за историю игр в них приняли участие спортсмены на горных велосипедах. Конструкция такого велосипеда отличается широкими колесами. Он был создана примерно 20 лет назад хиппи из Северной Калифорнии. Раньше чаще всего американские спортсмены признавались лучшими в этом виде спорта. Маршрут гонки проходил вдоль холмов и рощ парка, предназначенных для верховой езды. В соревнованиях участвовали профессионалы. Каждый вид соревнований отличается типом велосипедов. Стоимость одной модели для гонок по треку или шоссе достигает 4 500 долларов. В конструкции велосипеда, предназначенного для шоссейных гонок, может быть предусмотрено до 14 передач, а также высококачественные тормоза. Модель трекового велосипеда обладает только одной передачей, тормоза у нее отсутствуют. Велосипедисты, двигающиеся по треку с закругленными бортами, могут достигать скорости 64,5 км./ч. Атланта известна своим переносным треком Stone Mountain. Борьба за победу — это всегда напряженный процесс. В 1964 году между первым и 51 местом была разница только лишь в 0,16 секунд. В 1976 году Западная Германия стала победителем по маршруту 4 км только из — за того, что участники наполнили шины велосипедов не воздухом, а легким гелием.

В последние годы программа олимпийских игр постоянно расширяется. Уже к 1990 году стали очень популярны такие виды велоспорта как  маунтенбайк (горный велосипед), триатлон, ряд дисциплин трековой программы соревнований.

Благодаря расширению в соревнованиях стали участвовать и женщины. В 2000 году в Сиднее проходили XXVII Олимпийские игры, программа которых была расширена до 18 типов соревнований с велосипедами. Из этого перечня 7 комплектов медалей предназначалось для женщин.

История велоспорта в России

Россияне должны гордиться тем, что такое средство для передвижения, как велосипед, впервые зародилось именно в нашей стране. Но достижение крепостного мастера — самоучки Артамонова, к сожалению, никто не оценил. Поэтому появившиеся велосипеды в России в середине XIX в. поставляли из Англии и Германии. В 1880 году Петербургской городской управой было зарегистрировано порядка 100 велосипедов. Примерно через два года они стали появляться в продаже в Москве. На них было неудобно ездить по булыжной мостовой, поэтому велосипеды запрещали использовать в черте города. Первое официальное соревнование в Москве состоялось 24 июля 1883 года. Гонки проходили по двум дистанциям: 1,5 и 7,5 верст. Играм был присвоен международный статус. В гонках приняли участие спортсмены из Америки, Австрии, Англии. Именно 1883 год в России считается официальным днем начала истории велоспорта. Второй знаменательной датой для российского велоспорта является 24  сентября 1884 г. В этот день на Марсовом поле (тогда это место называлось Царский луг) в Санкт — Петербурге состоялось соревнование. Отчасти благодаря этому состязанию было создано Московское и Петербургское общество любителей велосипедного спорта. Московское общество в России организовано в 1882 году. В 1884 году был утвержден устав сообщества любителей — велосипедистов в Петербурге. Постепенно и в других городах образовалось множество подобных обществ. В губерниях и уездах формировались кружки поклонников велосипедов. В 1896 году в одном из таких кружков москвичи заметили Л.Н. Толстого. Несмотря на то, что на тот момент писателю было уже 70 лет, он прекрасно управлял велосипедом. Почитатели его творчества сделали Льву Николаевичу подарок: велосипед с серебряными спицами. 1886 год примечателен появлением первой модели современного велосипеда, у которой колеса были одинакового размера с цепной передачей на втором колесе. Такая конструкция постепенно вытеснила ранее популярные модели «пауки» и увлечение велоспортом среди населения стало расти еще быстрее. Свои велосоревнования появились в  Риге, Киеве, Одессе. Гонки проводились на дорогах и ипподромах. Позднее благодаря помощи крупных бизнесменов стали строить треки. В 1891 годы в столице для велогонок построили трек из цемента. В Санкт — Петербурге пока пользовались треком из дерева. Но собирать его было несложно и недолго: за 30 минут. Одесситы создали для себя трек для велогонок с асфальтовым покрытием его длина достигала 360 метров. Одним из знаменательных событий спортивной жизни для нашей страны стали соревнования на звание «Первый ездок России». Событие произошло в 1891 году. Многие историки называют мероприятие «Всероссийским чемпионатом». На гонки приехало много гостей, а также профессионалы — гонщики из Санкт — Петербурга, Одессы, Киева. Дистанция для соревнований равнялась 7,5 верст (в то время такое расстояние было традиционным и равнялось примерно 8-ми километрам). Такие же мероприятия проводились в столице в 1892-1894 году. Так, велосипед стал массовым хобби.  В 1894 году было принято решение организовать марафон от столицы до Нижнего Новгорода. Но дорожное шоссе было сильно поврежденным: только два гонщика смогли добраться до реки Волга. На следующий год прошло другое тяжелое и длительное соревнование под названием «Москва — Петербург». Победителем стал профессиональный гонщик М.Дзевочко. Один из петербуржских гонщиков на протяжении многих лет выступал за Россию на международной арене. В 1896 году из Копенгагена он вернулся в качестве второго призера в гонке лидеров на 100 км. Дьяков занял призовые места в соревнованиях на 1 и 10 миль. Благодаря другому русскому профессиональному велосипедисту А. Панкратову, который известен своим кругосветным путешествием, был утвержден Международный Союз велосипедистов.

Российский спорт гордится такими  профессиональными спортсменами, как А.Бутылкин, Г.Вашкевич, П.Ипполитов, П. Степанов-Калашников, С.Уточкин. В конце XIX века в Россию из США и Европы пришла  настоящая «Велосипедная лихорадка».

Велогонки стали очень популярны, зрители с удовольствием ходили на такие мероприятия. В такой успех в историю велоспорта не могли не мешаться крупные торговые компании. Все пришло к тому, что гонщиков «скупали» и соревнования превратились в сугубо коммерческое мероприятие. Торговля целиком поглотила спортивную арену. Постепенно люди стали терять интерес к велосипедным гонкам. Как писал один из известных русских спортсменов П. Ипполитов: «Спустя два десятилетия после триумфального события на ипподроме Москвы (речь идет о 1883 г.), от велоспорта ничего не осталось». После переворота 1917 года в городе Тула остался один единственный трек, он был одним действующим треком на всю Россию. Далее начинается другой этап развития велоспорта, теперь в РСФСР. В двадцатые годы вдоль Московского садового кольца (эта улица еще оставалась выложено булыжником) состоялись встречи московских гонщиков, Петрограда. Затем прошел чемпионат в Сибири, всеукраинская олимпиада в Харькове, чемпионат страны на ипподроме Москвы в 1923 году, гонки по трекам, дорогам…Настоящим толчком для развития велосипедного спорта в Советском союзе стала Всесоюзная спартакиада, прошедшая в 1928 году. До этого в 1926 году велогонщики из России состязались в соревнованиях с зарубежными спортсменами, которые входили в состав спортивных организаций. Первые победы произошли в Париже, Бремене.

Но только в 50-е годы на международной арене начался официальный счет выступлений. Это произошло после того, как наших спортсменов признали настоящими профессионалами в Международном Союзе. СССР входил в состав Международной федерации любителей велоспорта с 1965 года. Первым советским рекордсменом в гонках на треке на дистанцию в 1 километр стал Р. Варгашкин.

Советские спортсмены дебютировали в 1952 года, но, к сожалению, дебют оказался неудачным. На протяжении долгих лет советские  спортсмены терпели неудачи, но в конечном итоге пришли к победе. 1976 и 1980 гг. — игры, в которых команда СССР стала олимпийским чемпионом в гонках по шоссе. В 1988 году наши спортсмены получили 4 золотые медали. В СССР гордились своими победителями: С. Сухореченковым, А. Кириченко, З. Зарибовой. Считается, чтобы успешно состязаться с ведущими профессионалами в области велоспорта других стран, российским спортсменам следует работать в зарубежных командах либо организовывать свои собственные команды на профессиональном уровне. Неплохо, если бы вопрос финансирования решался с помощью государства. Настоящие профессионалы, участвующие в соревнованиях, никогда не скажут о своих коллегах «спортсмен» либо « велосипедист». Они говорят друг о друге как о гонщиках, то есть настоящих бойцах, носить этот титул является великой честью, но просто так он не присваивается.

Федерация велосипедного спорта России

Название «велосипед» произошло от двух латинских слов «velocis» — быстрый, скорый и «pes (pedis)» — стопа, что в дословном переводе на русский язык означает «быстрая стопа».

В России движущийся экипаж появился во второй половине ХVIII века. Первую самобеглую коляску изобрел крепостной крестьянин Леонтий Шамшуренков из деревни Большепольской Яранского уезда Казанской губернии. В 1751 г. он обратился в сенат с описанием своего изобретения, а в 1752 г. по указу сената была построена «самобеглая коляска», которая приводилась в движение двумя людьми и развивала скорость до 15 км/час. Несколько позже идея создания самоходной коляски увлекла другого замечательного изобретателя И. П. Кулибина. Его знаменитая «самокатка» была построена в 1791 г. Это была трехколесная карета с сидением для двух пассажиров. За сидением помещался человек, приводивший ее в движение с помощью педалей.

К сожалению, в России в те времена не существовало патентного права, поэтому изобретения наших умельцев не получили мирового признания. На Западе велосипед впервые появился в 1808 г. В Париже была сделана деревянная машина, состоящая из двух колес и стержня, человек сидел верхом на ней и мог двигаться только прямо, попеременно отталкиваясь от земли ногами. В 1817 г. Карл фон Дрейс получил патент в Германии на изобретение якобы «первого» в мире велосипеда. Его велосипед был сделан из дерева, имел управляемое переднее колесо, но еще без шатунов и педалей. Человек передвигался на нем, отталкиваясь ногами от земли, машину назвали «дрезиной». Металлическая рама на Западе появилась лишь в 1839 г. Дальше усовершенствование велосипеда шло очень быстро. В 1855 г. появились тормоза, в 1867 г. англичанин Мадизон и американец Канельс изобрели проволочные спицы. В 1869 г. в Англии Трефц предложил крепить шатуны на каретке, а другой изобретатель Сержан впервые оборудовал велосипед цепной передачей. В конце 1870-х годов появляются более совершенные и легкие велосипеды с колесами разной величины, названные «пауками». Настоящий переворот в совершенствовании велосипеда произошел в 1885 г., когда шотландским ветеринаром Денлопом была изобретена и применена полая пневматическая шина. В 1879 году Д. Старлей (Англия) модернизировал геометрию конструкции велосипедов. Колёса были одинаковые, имели спицы, цепь шла на заднее колесо, три ведомые шестерни и переключатель. В России этот переключатель назывался «Супер Чемпион». Тем самым велосипед приобрёл почти современный вид.

В Москве первые велосипеды были замечены в начале 1860-х годов. Доподлинно известно, что, приблизительно, в 1865 г. самокат, изготовленный из железа местным кузнецом, появился в Останкине, в усадьбе графов Шереметевых. В Санкт-Петербурге велосипеды появились еще в 1860 г. в аристократической среде. Это были примитивные двухколесные «костотрясы», изготовленные из дерева и металла, такое название они получили из-за жесткости колес и отсутствия амортизации. Катались на них только в закрытых манежах, езда по городу в то время была категорически запрещена. Во второй половине ХIХ столетия в России стало стремительно увеличиваться число поклонников нового способа передвижения. В те годы велосипед стоил около 300-400 рублей, поэтому купить его могли лишь состоятельные люди: аристократы, промышленники и купцы.

Любители велосипедного спорта организовывались в кружки, клубы, общества, которые сыграли большую роль в становлении и развитии велосипедного спорта в России. В 1880 г. в Петербурге было создано первое общество велосипедистов, но устав Санкт-Петербургского общества велосипедистов – любителей (СПбОВЛ) был принят только 5 декабря 1884 года.

Московское общество велосипедистов — любителей (МОВЛ) было утверждено 31 марта 1884 г., организатором объединения и автором устава стал Юлий Иванович Блок, московский коммерсант, спортивный деятель и заядлый велосипедист. Второй значимой организацией велосипедистов Москвы был Клуб велосипедистов — любителей (МКВЛ), основанный 19 мая 1888 года. Петербургские кружки и общества любителей велосипедного спорта вели острую спортивную конкуренцию с Московскими клубами и задавали тон в велосипедном спорте страны. Первая велогонка в России на 1,5 версты состоялась 24 июля 1883 г. на ипподроме Московского общества охотников конского бега на Ходынском поле, собравшая около 25000 зрителей. Все спортсмены ехали на высоких велосипедах — «Пауках» по земляной утрамбованной дорожке без виражей. Победителем стал Ю. Блок с результатом 3 минуты 38 секунд. Вначале состязания проводились на ипподромах и шоссе. В дальнейшем на средства велосипедных Обществ и крупных предпринимателей были выстроены циклодромы (треки). В 1891 г. цементный трек был построен в Москве, на Ходынском поле, а к 1895 г. уже во многих городах России имелись свои циклодромы.

В истории развития русского велосипедного спорта большую роль сыграли всероссийские чемпионаты. Первый чемпионат прошел в 1891 г. на только что выстроенном циклодроме на дистанцию 7, 5 версты. Первым чемпионом России стал москвич Г. Девис, получивший звание «первого ездока России ». В 1893, 1894, 1895 гг. звание первого ездока России завоевал М. Дьяков из Петербурга. В 1896 г. он выиграл гонку на чемпионате в Англии, в этом же году установил рекорд мира на дистанциях 2 и 5 миль и вплотную приблизил рекорд мира в гонке на 1 час к 40 км. В 1897 г. в Копенгагене на первенстве мира в гонках на 100 км с лидерами-квадруплетистами занял второе место. Это были первые успехи русских велосипедистов на мировой арене. С конца первого десятилетия ХХ века группа молодых московских велосипедистов — Н. Струнников, Ф. Борисов, П. Степанов, инициировали создание новой спортивной организации любителей велосипедного спорта. Они с энтузиазмом проводили шоссейные гонки, по подписке собирали деньги на призы.

В 1917 г. в Туле был разыгран последний чемпионат старой России по треку, собравший всего несколько спортсменов. Звание Чемпиона завоевал москвич М. Бойтлер (Гарден). К концу года прекратили свою деятельность все клубы и общества Российской империи. Революция 1917 года открыла трудящимся широкий доступ к занятиям всеми видами физических упражнений, в том числе и велосипедным спортом. Уже в 1918 г. состоялось Первенство Центральной России по треку в г. Туле. В этом же году была проведена гонка Москва — Тверь — Москва. В последующие три года в Туле разыгрывались первенства РСФСР в гонках по треку. Впервые чемпионат СССР по велосипедному спорту был проведен в 1923 г. на московском ипподроме. В нем участвовали 80 велосипедистов из разных городов страны, первыми чемпионами СССР стали В. Ипполитов и Г. Козлов, тогда же чемпионат СССР на шоссе выиграл И. Лепетов. С 1924 г. в чемпионат СССР по треку был включен спринт для женщин, звание чемпионки СССР завоевала москвичка Б. Левинштадт.

Историческое постановление ЦК ВКП(б) от 13 июля 1925 г. «О развитии спорта в нашей стране» способствовало росту массовости и в велосипедном спорте, а также улучшению качества выпускаемых велосипедов.

С каждым годом количество соревнований росло. В эти же годы была утверждена первая спортивная классификация по шоссе и треку, разработаны нормативы присвоения спортивных званий: мастер спорта, I II III спортивных разрядов. C 1927 г. женщины стали принимать участие в гонках по шоссе, первой чемпионкой РСФСР на 10 км стала москвичка А. Граве. В 1936 г. были созданы добровольные спортивные общества, которые имели особое значение в развитии велоспорта. Начиная с 1936 г., регулярно проводились первенства СССР по шоссе, кроссу и треку, велотуры по республикам. В августе 1937 г. был дан старт первой Всесоюзной многодневной велогонке. Её маршрут пролегал по РСФСР, УССР, БССР и составлял 2509 км. Победителем среди участников на гоночных велосипедах стал одессит М. Рыбальченко, а на дорожных В. Букреев. В послевоенный период в велосипедном спорте изменился характер гонок. Если в довоенные годы, в основном, проводились индивидуальные гонки, то в дальнейшем большой популярностью стали пользоваться групповые и командные соревнования: улучшилась техника педалирования и владения велосипедом, повысилась скорость. Велосипедный спорт приобрел большую популярность и среди сельской молодежи. Одним из престижнейших состязаний в Европе считалась Велогонка Мира, которая впервые была проведена в 1948 г. по дорогам Польши, ГДР и Чехословакии.

Наши спортсмены впервые участвовали в Велогонке Мира в 1954 г. Гонщики СССР семь раз выходили победителями в командном зачете — в 1956, 1958, 1959, 1961, 1962, 1965, и 1966 гг. Впервые велосипедисты нашей страны приняли участие в Олимпийских играх 1912 г. До этого в декабре 1910 г. по инициативе спортсменов Петербурга состоялось совещание представителей петербургских и московских обществ, на котором был создан оргкомитет по подготовке русских велосипедистов к Олимпийским играм в Стокгольме. В мае 1912 г. на шоссе под Ригой в соревнованиях на 315 верст были отобраны 12 велосипедистов в сборную команду России для участия в Играх. Но дебют русских велосипедистов был неудачным. Долгие годы наши спортсмены были лишены возможности состязаться на Олимпийских играх. Лишь в апреле 1951 года был создан Олимпийский комитет СССР, положивший начало Олимпийскому движению в нашей стране. Дальнейшему развитию велосипедного спорта в нашей стране способствовало решение об участии советских спортсменов в Олимпийских Играх 1952 г. в г. Хельсинки.

Первая большая победа на Олимпиадах связана с именем заслуженного мастера спорта СССР Виктора Арсеньевича Капитонова. На Играх 1960 г. в условиях сильнейшей жары он выиграл олимпийское золото в групповой гонке на шоссе. На этой же Олимпиаде, Р. Варгашкин был третьим в гонке на 1 км с места, а В. Леонов и Б. Васильев завоевали бронзовые медали в гонке на тандемах. В 1900 г. был основан Международный союз велосипедистов (фр. Union Cycliste Internationale, UCI), который является одним из старейших международных спортивных объединений. На конгрессе в Сан-Себастьяне в 1965 г. в составе UCI образовалось две независимые федерации: Международная любительская федерация велосипедного спорта (FIAC) и Международная федерация профессионального велосипедного спорта (FICP).

Источник:

Велосипедный спорт

Это гонки на велосипедах по различным трассам на выявление победителя. Велосипедный спорт (велоспорт) включает в себя такие дисциплины, как гонки на треке, шоссе, пересеченной местности, горный велосипед, соревнования в фигурной езде и игре в мяч на велосипедах — велополо и велобол и др. Велоспорт также является частью такого вида спорта как триатлон. Основная цель гоночных дисциплин — наиболее быстрое преодоление определённой дистанции на треке или на местности на велосипеде.

На международном уровне регулятором и организатором соревнований по велосипедному спорту является Международный союз велосипедистов. На национальном уровне такие функции выполняют соответствующие национальные организации (в России — Федерация велосипедного спорта России).

История велоспорта.

В отличие от многих олимпийских видов спорта, история которых исчисляется тысячелетиями, велосипедный спорт возник сравнительно недавно — в конце XIX века.

Но прежде, чем рассказать о зарождение и развитии велосипедного спорта, уместно будет вспомнить историю возникновения самого велосипеда.

Летописцы велосипедной истории считают родоначальником современной веломашины изобретение немца Карла фон Драйса из Мангейма. В 1814 году он построил свой деревянный двухколесный велосипед, который имел управляемое переднее колесо и мог двигаться в любую сторону. В 1817 году Карл фон Драйс получил патент в Германии на изобретение велосипеда. Дальнейшее усовершенствование велосипеда происходило в Западной Европе и Америке. Официальной датой начала проведения соревнований по велосипедному спорту принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована гонка на велосипедах на 2 000м. Ее победителем стал англичанин Дж. Мур, который в следующем году триумфально финишировал на первой шоссейной велогонке Париж-Руан на 120км. Победитель англичанин Мур прошел дистанцию за 10 час 45 мин, т.е.практически со скоростью спортсмена-пешехода. Изобретатели начали работать над увеличением скорости велосипеда и довели её до 30км/ч. Для этого увеличили переднее колесо и уменьшили заднее.

 

Велосипеды «Паук».

Эти машины получили название «пауков». Однако езда на них была не безопасна. При малейшем толчке велосипед опрокидывался и седок совершал прыжок через руль. В 1885 году на таком велосипеде Томас Стивенс совершил кругосветное путешествие, передвигаясь со скоростью 60 км в день.

Велосипед «Кенгуру».

Одновременно с «пауками» стала распространяться другая модель велосипеда, названная «кенгуру». Впервые была применена цепная передача, а увеличение скорости достигалось соотношением шестерен.

Велосипеды с пневматическими шинами.

Дальнейшее совершенствование велосипеда шло очень быстро. Настоящий переворот в этом деле произошел в 1885 году, когда шотландским ветеринаром Денлопом была изобретена и применена полая пневматическая шина. Пневматические шины были тем самым новшеством, которого не хватало велосипеду для окончательного признания его удобным средством передвижения. Начиная с 1870 года в различных городах Франции, Италии, Великобритании и других странах начинается строительство велотреков. В 1890 году в велосипедном спорте наметилось несколько категорий гонщиков: профессионалы, любители и независимые. В 1891 году было положено начало традиционной дорожной гонке Бордо-Париж (600км). Первый чемпион мира по велогонкам на треке для спортсменов любителей был организован в Чикаго в 1893 году. С 1895 года начинают проводиться чемпионаты мира для спринтеров-профессионалов. В конце XIX века особой популярностью пользовались шестидневные гонки на треке. Первая такая гонка была устроена в 1896 году в Америке. Чемпионаты мира по шоссе для любителей стали проводиться с 1921 года на 190км; для гонщиков-профессионалов — с 1927 года на 185км; среди женщин — в 1958 году. Наиболее известной дорожной гонкой является гонка для профессионалов вокруг Франции — «Тур де Франс». Впервые она состоялась в 1903 году, общая протяженность — 5.000км. Условия этой сверхдальней гонки меняются каждый год, подвергаются изменению и этапы. Велосипедный спорт — одна из немногих дисциплин, которая была представлена на всех Олимпийских играх современности. Причем для участников Игр I Олимпиады в Афинах был построен трек, во многом отвечающий современным стандартам. 8 апреля 1896 года были проведены первые олимпийские старты спортсменов велосипедистов, в которых приняли участие велосипедисты из 5 стран Европы. В программу соревнований было включено 5 видов гонок на треке и один на шоссе. Во время проведения I Олимпиады еще не было Международного Союза велосипедистов (УСИ), он возникнет лишь в 1900 году, но завидную настойчивую инициативу по включению велогонок в программу проявили представители Международного союза рабочих велосипедистов «Солидарность». Долгое время организаторы Олимпийских игр составляли программу соревнований по своему усмотрению иногда устраивая гонки только на треке, как это было в 1900 году и 1904 году, или только на шоссе, как в 1912 году. Современный регламент олимпийских соревнований в общих чертах стал определяться с 1928 года. Женщины впервые начали участвовать в Олимпиадах начиная с 1984 года. На первых Олимпийских играх лидировали велосипедисты Франции и Великобритании, затем к ним присоединились спортсмены Дании, Италии, Германии, СССР.

На Олимпийских играх в Атланте в 1996 году велосипедисты крутили педали в погоне за медалями на шоссе, на треке и по дорогам Атланты. Впервые в истории Олимпийских игр присоединился горный велосипед, для которого характерны широкие колеса.

Горный велосипед

был изобретен американским хиппи из северной Калифорнии, и в прошлом американцы были лучшими в этом виде спорта. Гонка по пересеченной местности проходила по холмам и рощам парка для верховой езды. Впервые к участию в Играх допущены профессионалы.

Шоссейные велосипеды

имеют переключение передач, их может быть 14 и более, кроме того они снабжены первоклассными тормозами.

Трековый велосипед

имеет только одну передачу и не имеет тормозов. Скорость велосипедистов на треке на закругленных бортиках может достигать 64,5км в час.

К началу 1990-х годов приобрели массовую популярность новые виды велосипедного спорта — маунтенбайк (горный велосипед), триатлон, ряд дисциплин трековой программы соревнований. На XXVII Олимпийских играх в Сиднее в 2000 году программа соревнований по велосипедному спорту была расширена до 18 видов, из них 7 комплектов медалей разыгрывались между женщинами.

Появление и развитие велосипедного спорта в России.

Первые велосипеды, появившиеся в России в конце 1860-х годов, были продукцией заводов Англии и Германии. В 1880 году Петербургская городская управа зарегистрировала около 100 велосипедов, а через 2 года они появились в Москве. Для булыжной мостовой они были мало пригодны. К тому же езда на них в городе была строжайше запрещена. Уже в 1882 году в Петербурге было создано первое русское велосипедное общество. Вскоре возникло и Московское общество велосипедистов-любителей и Московский клуб велосипедистов. 1883 год считается датой рождения велосипедного спорта в России. Так как, первое официальное состязание на велосипедах было проведено в Москве 24 июля 1883 года на двух дистанциях 1,5 и 7,5 верст. В этих состязаниях участвовали также американский, австрийский и английские спортсмены. Вторым по значению для развития отечественного велоспорта было соревнование, состоявшееся 23 сентября 1884 года на Царском Лугу (Марсовом поле) в Петербурге.

Эти выступления ускорили создание Петербургского общества велосипедистов-любителей.

Уже к концу 1880-х годов велосипедные общества были созданы и в других городах России, а велосипедные кружки были во многих губернских и уездных городах. В 1896 году среди любителей велосипедной езды москвичи увидели Л.Н. Толстого.70-летний писатель прекрасно владел машиной. Почитатели подарили ему велосипед с серебряными спицами. В 1886 году появилась первая конструкция современного велосипеда с колесами одинакового диаметра и цепной передачей на заднем колесе. Центрами велосипедной жизни стали города Рига, Киев, Одесса. Вначале состязания проводили на ипподромах и шоссе. В дальнейшем на средства общества и крупных предпринимателей были выстроены циклодромы (треки). В 1891 году в Москве был построен трек, покрытый цементом. В Петербурге действовал деревянный трек длиной 250м, который собирался за полчаса. В Одессе в 1894 году был построен первый велотрек с асфальтовым покрытием длиной 360м. Важнейшим событием в спортивной жизни России явился розыгрыш в 1891 году звания «Первый ездок России». Его назвали первым «Всероссийским чемпионатом». В Москву съехались сильнейшие гонщики Петербурга, Киева, Одессы. В программе была гонка на дистанции 7,5 версты, считавшейся тогда классической. Подобные соревнования были проведены в Москве и в 1892-1894 годах. В 1894 году впервые был проведен интереснейший вело-марафон от Москвы до Нижнего Новгорода, но шоссе оказалось таким разбитым, что только двое спортсменов смогли доехать до Волги. В 1895 году появляется самая тяжелая и длительная гонка Петербург — Москва. Победителем ее стал волевой и выносливый гонщик М. Дзевочко. Так, с первенства мира 1896 года, состоявшегося в Копенгагене, он вернулся вторым призером в лидерской гонке на 100км и занял первые места в гонках на 1 и 10миль. Велосипедная лихорадка гонок, охватившая в конце XIX века Западную Европу и Америку, перекинулась и в Россию. Зритель охотно шел на велогонки. Велосипедный спорт был в расцвете популярности. На олимпийской трассе впервые русские велосипедисты выступили в Стокгольме в 1912 году. Из 12 гонщиков только один велосипедист закончил 320-километровую гонку, он был 60-м. После Октябрьского переворота (1917 года) велосипедный спорт в России продолжил активно развиваться. В 1918 году Тульский губернский олимпийский комитет совместно с Московским кружком велосипедистов организовали в Туле розыгрыш первого чемпионата Советской России. Этим было положено начало развития велосипедного спорта в РСФСР. В 1920-х годах прошли: первая гонка по Московскому Садовому кольцу, тогда еще вымощенному крупным булыжником, первая встреча гонщиков Москвы и Петрограда, первый чемпионат Сибири, всеукраинская олимпиада в Харькове, первый чемпионат страны, проведенный в 1923 году на Московском ипподроме: соревнования на треке. Чемпионат СССР на шоссе – был проведен в 1928 году.

Резкий толчок развитию советского велосипедного спорта дала Всесоюзная спартакиада 1928 года. (Победитель спринтерской гонки А. Куприянов в течение многих лет занимал пост вице-президента УСИ и ФИАК). 12 августа 1937 года в Москве стартовала первая советская многодневная гонка. В 1926 году российские гонщики впервые участвовали в матчах с зарубежными спортсменами — членами рабочих спортивных организаций. Тогда советские велосипедисты убедительно победили на состязаниях в Париже и Бермене. Однако официальный счет выступлениям на международной арене был открыт лишь в 1950-е годы, после признания наших гонщиков Международным союзом велосипедистов в 1952 году. А в Международную любительскую федерацию велоспорта СССР вошел в 1965 году.

Первым советским рекордсменом мира в гонке на треке на 1км с ходу стал Р. Варгашкин.

Олимпийский дебют советских велогонщиков состоялся в 1952 году, но был неудачным. За горечью первых неудач пришла радость первых побед. Первым советским олимпийским чемпионом по велосипедному спорту стал В. Капитонов. В 1976 и 1980 годах сборная СССР стала олимпийским чемпионом в шоссейной командной гонке, а в групповой гонке на 189км победу праздновал С. Сухорученков. На Олимпийских играх 1988 года советские велосипедисты завоевали 4 золотые медали, причем А. Кириченко победил в гите — номере программы, в котором наши мастера никогда прежде не поднимались на верхнюю ступень олимпийского пьедестала почета.

Современный велоспорт.

Современный велосипедный спорт включает в себя много самых разных дисциплин:

Шоссейный велоспорт.

— групповая гонка;

— индивидуальная гонка;

-командная гонка;

— многодневная гонка;

— гонка в гору (горный тур);

— критериум;

— парная гонка.

 Трековый велоспорт.

— спринт — гонка на треке на два или три круга, в которой принимают участие от двух до четырёх гонщиков. Победителем в каждом конкретном заезде считается тот, кто первым пересёк финишную черту;

— командный спринт;

— индивидуальная гонка преследования;

— командная гонка преследования;

— гонка по очкам;

-гит (индивидуальный заезд на 1 км, 500 м или 200 м);

— мэдисон (парная гонка);

— кейрин;

— скрэтч (групповая гонка);

— омниум (многоборье);

— гонка на выбывание.

 Велокросс.

— групповая гонка;

— гонка с индивидуальным стартом.

 Горный велосипед.

— Кросс-кантри XC:

— Олимпийский кросс-кантри: XCO.

— Марафонский кросс-кантри: XCM.

— Кросс-кантри по дистанции от одного пункта до другого: XCP (от одного пункта до другого).

— Кросс-кантри по короткой кольцевой трассе: XCC (критериум).

— Кросс-кантри гонка на время: XCT (гонка на время).

— Кросс-кантри командная эстафета: XCR (командная эстафета).

— Кросс-кантри многодневная гонка: XCS (многодневная гонка).

— Кросс-кантри елиминатор: XCE. Спринт в несколько этапов с выбыванием.

— Скоростной спуск (даунхилл).

— Скоростной подъём (апхилл).

— Байкер-кросс.

— Свободная езда (фрирайд).

 BMX.

— BMX-рейс.

— BMX-дёрт.

— BMX-верт.

— Флэтленд.

Введение

Велоспорт — это вид спорта, в котором велосипед используется как средство достижения победы на соревнованиях. Где от велосипедиста требуется отличная спортивная подготовка и надежный велосипед. Велосипедный спорт начинает свое развитие с появлением в 1800 г. велосипеда, сделанного крепостным слесарем Ефимом Михеевичем Артамоновым. Он проехал на своем изобретении от Нижнего Тагила до Москвы. Свое изобретение Ефим Михеевич удостоился внимания Его величества Александра I и был освобожден от крепостничества. Получив от императора 25 рублей отправился на своем самокате обратно в свой город продолжать совершенствовать свое изобретение. Далее велосипеды совершенствовались и обретали известные современному человеку формы, добавлялись новые элементы, улучшающие его проходимость мягкость и скорость. Что и позволило со временем организовать соревнования в езде на этих уникальных машинах. На сегодняшний день существует множество видов соревнований на велосипеде. Это гонки на треке, шоссе и в горах, велосипедный кросс и туризм, триалсинк и BMX и т. д.

Велоспорт — это вид спорта, в котором для передвижения по дистанции используется механическое средство передвижения, приводимое в движение мышечной силой спортсмена.

Велоспорт очень похож на легкую атлетику, также как в легкой атлетике в велоспорте основная нагрузка приходится на ноги. Поэтому в велосипедном спорте тренировочный процесс очень схож с тренировками, бегунов, которые способствует улучшению работоспособности организма, укреплению опорно-двигательного аппарата. Занятия велоспортом или обычная езда на велосипеде является великолепным средством оздоровления и укрепления всех систем организма.

Для победы на соревнованиях по велосипедному спорту необходимо много и упорно тренироваться, улучшать свои физические возможности, преодолевать большие нагрузки. Каждый начинающий велосипедист должен пройти немалый путь, и пролить море пота для того чтобы стать чемпионом.

Густав-Адольф Шур двукратный чемпион мира полюбил велоспорт за скорость и свободу передвижения, которую он впервые ощутил после того как ему приходилось проезжать по 12 километров на занятия. Ему хотелось проехать это расстояние как можно быстрее и это подтолкнуло его к участию в первой своей гонке. В велосипедном спорте спортсмен должен иметь не только хорошую физическую подготовку, но и очень хороший гоночный велосипед. Так как от него зависит положение велосипедиста, то как и под каким углом будут работать коленные суставы, мышцы бедер, спины и рук. От того в каком положении находится тело велосипедиста, зависит работа внутренних органов и правильность дыхания. На посадку велосипедиста на треке влияет высота сидения (сидение должно помещаться в подмышечную впадину, а средний палец вытянутой руки на уровне оси каретки), размеры рамы (она должна подходить по росту велосипедиста), установка высоты руля (руль следует располагать ниже седла примерно на 1 – 4 см), длина педалей (от 150 до 170 см).

История 

Первые международные соревнования на дистанции 120 км проводились в 1869 г. (Париж — Руан) на деревянных велосипедах. Победителем гонки стал англичанин Джеймс Мур, который прошел эту дистанцию за 10 часов и 45 минут и получил приз в тысячу золотых франков. Эти соревнования были проведены журналом «Ле пти журналь» и братьями Оливье владельцами « The Michaux Company» выпускающими самые современные велосипеды в то время. В это же время в России проводились соревнования на трассе Москва — Петербург. Трасса отличалась своей непроходимостью, что стало большим препятствием для западных гонщиков, привыкших к хорошим трассам. Таких как француз Корр и немецкий чемпион Германии сошли с дистанции возле Твери, не выдержав нагрузок и лишений, спровоцированных российским бездорожьем. Велоспорт в России появился с помощью Московского общества велосипедистов, утвержденного 14 марта 1884 г., члены которого за счет своего энтузиазма и любви к велосипедному спорту продвигали это спортивное движение в России. В России велоспорт был спортом исключительно богатых, так как велосипеды тогда производились в основном заграницей и были не доступны большинству жителей России участники выступали за какого-нибудь богача, который имел средства для покупки дорогостоящей техники. В 1895 г. с строительством рижского и московского велосипедного завода проблемы русских велосипедистов закончились и началась масштабная популяризация велоспорта в стране. Велосипеды стали более доступным средством передвижения для большинства граждан, которые использовали его не только для участия в соревнованиях, но и для здорового образа жизни. По всей стране строились специальные сооружения для соревнований по велоспорту(циклодромы). Первый циклодром был построен в Москве, далее они строились в Одессе, Петербурге, Симферополе, Нижнем Новгороде, Киеве, Севастополе. Становилось больше общественных организаций и кружков любителей велосипеда увеличивается выпуск журналов и брошюр о велосипеде и велосипедному спорту. Велоспорт был представлен в олимпийских играх 1896 г. по свободной программе и только среди мужчин, женщины начали учувствовать в шоссейных гонках с 1984г., на треке с 1988г. Российские велосипедисты стали серьезными конкурентами на международных соревнованиях, эта тенденция сохраняется и сегодня. В 1894 году Дьяков М. И. чемпион России выигрывает национальный чемпионат Англии по велоспорту.

Программа олимпийских игр в 1928 г. включала:

  • шоссейные гонки на треке спринт — 1000 м;
  • индивидуальная и командная гонки преследования 4000 м;
  • гонка по очкам на 50 км у мужчин;
  • спринтерская и индивидуальная гонка преследования у женщин;
  • гонки на тандемах;
  • командная гонка 100 км у мужчин;
  • групповая шоссейная гонка у мужчин на 150 – 200 км, у женщин 60 – 80 км.

С 1960 г. групповые и командные шоссейные гонки проводятся раздельно.

В 1996 г. в олимпийские игры включен горный велосипед в трех дисциплинах:

  • Кросс на 30 – 60 км по тропам с грунтовым и песчаным покрытием, трасса не должна иметь препятствий, вынуждающих гонщика сходить с велосипеда;
  • Скоростной спуск на 95 % длинной в 5км.
  • Подъем в гору трасс должна иметь примерно 80 % подъема и иметь длину не более 20 км.

Виды велосипедного спорта

Велосипедный спорт включает в себя четыре основных соревновательных видов: трек, шоссе, маунтинбайк, BMX.

Трек

Вид велосипедного спорта, который входит в программу олимпийских игр. Гонки на треке проводятся в специально оборудованных спортивных сооружениях (велотреках и велодромах), обустроенных по олимпийским стандартам.

Велотрек — имеет овальную форму длинной от 130 до 500 м и шириной от 5 до 8 м. наклон по прямой 12,5 градусов, на поворотах (виражах) до 51 градуса.

Спринтерская гонка

Индивидуальный спринт Гонка на треке в которой участвуют двое и более гонщиков на дистанции 200, 500, 1000 метров.

Командный спринт В командном заезде участвует команда из трех гонщиков у мужчин (двух гонщиц у женщин), каждый гонщик проходит по одному кругу, результат фиксируется по последнему гонщику в команде.

Гит

Индивидуальная гонка на время, дистанция 1 км и 500 м. Победа присуждается гонщику показавшего лучшее время.

Кейрин

Гонка на 2 км в которой велосипедистов разгоняет мотоцикл (дерни) до 30 км/ч. В гонке участвуют от 4 до 8 гонщиков. Победителем в гонке становится гонщик прибывший первым.

Индивидуальная гонка преследования:

В гонке участвуют два гонщика расположенных на противоположных сторонах трека на дистанции 4км у мужчин и 3км у женщин. Победителем становится гонщик, показавший лучшее время.

Гонка по очкам

Гонка в которой победа присуждается за наибольшее количество набранных очков. За каждый пройдённый промежуточный финиш велосипедист получает 5 очков, в случае равного количества набранных очков победа присуждается спортсмену выигравшего последний промежуточный финиш. Гонщик преодолевший промежуточный финиш последним получает 20 штрафных очков. Дистанция до 40 км у мужчин, и до 25 км у женщин промежуточный финиш через каждые 10 кругов.

Мэдисон

Командная гонка на дистанции 25 – 50 км с промежуточными финишами через каждые 20 кругов. Прибывший первым на промежуточный финиш подучает 5 очков, вторым 3 очка, третьим 2 очка, четвертым 1 очко. Команда состоит из двух велосипедистов, которые меняются на треке во время гонки, передавая эстафету касанием.

Скретч

Гонка на 15 км (м) и 10 км (ж), победителем становится спортсмен первым пересекший финишную черту.

Многоборье: На треке участвует около 250 гонщиков. В многоборье входят дисциплины:

Мужчины:

  • Скретч (10 км)
  • Гонка темпо (10 км)
  • Гонка с выбыванием
  • Гонка по очкам (25 км)

Женщины:

  • Скретч (7,5 км)
  • Гонка темпо (7,5 км)
  • Гонка с выбыванием
  • Гонка по очкам (20 км)

Гонка с выбыванием: Гонщик прибывший на промежуточный финиш последним выбывает из гонки.

Шоссе

Гонка на длинные дистанции по трассе с различным покрытием и рельефом, а также погодные условия могут стать дополнительным препятствием для гонщиков. Одновременно в шоссейных гонках стартуют 200 человек и более, длинна трассы для групповых гонок составляет от 250 до 500 км и индивидуальных гонках 45 км.

Маунтинбайк

Маунтинбайк (горный велосипед) — вид велосипедного спорта, который появился в 80 годах в США на базе новых видов велосипедов с более мощной рамой, большим дорожным просветом, широкими покрышками с высоким протектором, предназначенных для езды в горной местности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Переводчик »