Психотехника

Для понимания термина «психотехника» нужно обратиться к истории. Термин был предложен немецким ученым и психологом Вильямом Штерном в 1903 году, в труде «Дифференциальная психология и ее методологические основы». Согласно его книге, психотехника – это прикладная психология, которая призвана разрабатывать и совершенствовать психологические технологии, направленные на изменение поведения и действий людей.

По мнению Штерна, главной задачей всех психотехник является помощь в выборе профессии, подготовка высококвалифицированных специалистов. С помощью психотехники в то время изучались факторы, которые влияли на утомляемость работников в ходе труда, на возможности человека приспосабливаться к технике. Спустя время, с помощью психотехники стали изучать, как реклама воздействует на человека и его выбор.

В статье пойдет речь о значении термина, о видах психотехник, областях применения, о самых распространенных техниках и многом другом.

Современное значение понятия

В середине 20 века психология как наука стала быстро развиваться под действием множества факторов:

  • Изобретение психоделических средств.
  • Запрос на развитие персонала в бизнес-системах.
  • Приход на запад традиций с востока.

 

В 60-е годы произошел прорыв в психологии. В это время выяснилось, что уже существует множество методов, которые способны менять состояние сознания человека. Было доказано, что от мизерных доз некоторых веществ изменяется дыхание, концентрация, сознание и мировосприятие человека.

Далее в течение 50 лет было создано множество методологий изменения сознания, которые по своей сути являются психотехниками.

Области применения

Широкое распространение термин получил в гуманистической психологии, которая решает проблемы актуализации мира человека и повышение его уровня и качества жизни за счет внутренних ресурсов. Для решения этих задач было создано огромное количество эффективных психотехник.

В настоящее время они применяются в медицинской психиатрии, которая использует их для лечения психических расстройств и оказания помощи душевнобольным людям.

 

Социальная психиатрия занимается общественным становлением человека, его взаимодействием с социумом. Например, оказывается помощь в выборе будущей профессии, в избавлении от страхов или комплексов, от наркозависимости или алкоголизма.

Психотехника – это своего рода манипуляция, психологическое воздействие на человека, цель которого – изменение восприятия и поведения. Немецкий психолог Гуго Мюнстерберг сравнивал психотехники с математическими задачами. Согласно его теории, психология может решать множество практических и теоретических задач в самых разнообразных сферах жизни человека.

История развития психотехник в России

Широкое распространение психотехник за рубежом подтолкнуло русских ученых к развитию этой области психологии в России. В 20-е годы XX века в стране стали создаваться психологические кабинеты, службы и лаборатории, деятельность которых была направлена на изучение и разработку психотехник. Их главной целью являлась рационализация труда. Огромную роль в развитии этой области психологии сыграл Лев Выготский. Но в 30-е годы развитие и изучение психотехник было практически прекращено. Так продолжалось до середины 80-х годов, когда эта отрасль снова возродилась. Психотехники стали популярными не только в трудовой деятельности, но также в политике и экономике.

В российской психологии термин трактуется следующим образом: психотехника – это методы преобразования одного психологического состояния человека в другое.

Происхождение термина

Слово «психотехника» пришло к нам из греческого языка. Переводится оно как «мастерство, умение души». То есть психотехника – это искусство и технология работы с душой человека. Если смотреть на эту область психологии как на науку, то она очень молодая, а если ее рассматривать как методику работы с сознанием и душой, то ей уже много тысячелетий. Первыми эти психотехнологии стали применять жрецы Древнего Египта и йоги Индии.

 

Они использовали своеобразные ухищрения (благовония, освещение, ритм музыки, танцы), чтобы превратить верующих в беспрекословных исполнителей своей воли. Использовали они и гипноз. Если гипнотизировали внушаемого человека, то после окончания сеанса он воспринимал внушаемые программы как цели всей своей жизни, не щадил ни себя, ни своих близких.

Психотехника как психологическое оружие

Применение методик воздействия на сознание не всегда направлено на благо человека. Военных всегда интересовали способы, которые могли бы влиять на людскую массу. Именно поэтому развитию психологического оружия уделяется огромное внимание, как и развитию ядерного. В Пентагоне, например, существует отдел «Специальная разведка», в котором работают более 70 самых лучших психологов, экстрасенсов и ясновидящих. В ЦРУ было разработано несколько программ, в ходе которых с помощью психотропных веществ и гипноза изменяли сознание и мысли людей. Современные специалисты в сфере психотехник способны разработать «персональную» программу, которая вызовет нужные перемены в психике конкретного человека или спровоцирует развитие болезни.

 

К сожалению, от психологического оружия нет простой и эффективной защиты. Конечно, существуют методики блокирования этих программ и психотехник влияния, но они доступны только специалистам спецслужб. Следует отметить, что психологическое оружие, которое способно свести с ума массы людей, если они того не хотят, не создано. Точнее, о нем ничего не известно. Отдельные ученые и психоаналитики лишь делают предположения, основываясь на происходящих в мире явлениях, но доказать ничего не могут.

Кто поддается влиянию психотехник

Еще самые первые гипнотизеры (жрецы) отлично видели, что не все люди поддаются влиянию психологических программ и гипнозу. Больше всего подвержены влиянию те, кто этого желает, кто верит гипнотизеру и привык «плыть по течению», кто не имеет твердых убеждений и привык «плыть по течению». Со скептически настроенными людьми сложнее работать, а с сильными, свободными, волевыми, привыкшими думать и действовать самостоятельно работать с применением психотехник невозможно.

Психотехники для масс

 

Но даже волевой и сильный человек, находясь в толпе, поддается действию психологических программ и установок. Еще древние философы заметили, что толпа подобна стаду, движущемуся в едином направлении. Человек, оказавшись в толпе, становится легкой добычей манипуляторов. Для управления массой используются самые разнообразные психотехники и приемы.

Психотехники, которыми пользуются спецслужбы

Если человек будет иметь представление о секретных методиках, он сможет противостоять им. Рассмотрим самые распространенные и лучшие психотехники, которые с незапамятных времен используются спецслужбами для изменения сознания и воли людей:

  • Гипноз.

Это воздействие на сознание человека или группы людей различными способами, в результате чего он (они) теряет контроль над самосознанием. Человек под гипнозом начинает выполнять команды гипнотизера и меняет свое поведение. Как правило, в лечебных целях гипноз применяется в медицине. С его помощью снижается болевой порог, люди избавляются от наркозависимости и алкоголизма. Но гипноз не всегда приносит пользу. Технику разговорного гипноза используют цыгане. Они заговаривают «жертву», задают такие вопросы, что та оказывается в замешательстве и входит в легкий транс. Затем они волевым голосом дают установку и получают нужный результат, так как человек в состоянии транса не может противиться чужой воле.

Как защитить себя от подобного гипноза? Ответ простой — улыбкой и здоровым скептицизмом. Эти два «оружия» являются надежной броней от любого воздействия.

Гипноз – это психотехника, направленная на контроль над разумом и волей человека. Именно с этой точки зрения он интересен спецслужбам. Например, ЦРУ с помощью гипноза мечтает создать «идеального агента». Многие террористические организации применяют эту методику для создания террористов-смертников.

  • Зомбирование.

Это разновидность гипноза, когда во время сеанса человеку внушают определенную команду. Например, ему предлагают запомнить определенный музыкальный мотив, во время звучания которого человек должен совершить определенные действия, порой опасные для его собственной жизни или окружающих. Когда начинает звучать тот мотив, человек выполняет внушенную ему команду.

 

Примеров зомбирования очень много. Эти методики применяют религиозные секты, фирмы и корпорации, политики, рекламодатели, продвигающие определенный товар. Зомбирование стало обыденностью современного мира.

  • Психотехника общения.

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда в начале разговора есть четкая уверенность в своей правоте, но собеседнику удается парой фраз ее изменить. Только позже, когда спор проигран, приходит понимание, что нужно было сказать, чтобы парировать выпады собеседника. Почему так происходит? Это своеобразные рычаги влияния на человека, которые можно воспитать в себе.

Существуют определенные «струны» в душе человека, дергая за которые, можно заставить его совершить определенные действия. Манипулировать можно такими критериями:

  • Любопытство.
  • Чувство вины.
  • Жадность.
  • Страх.
  • Тщеславие.
  • Патриотизм.
  • Мужественность или женственность.
  • Чувство справедливости.
  • Месть.
  • Жалость.

Их не так много, но умение воздействовать на них помогает подчинить своей воле любого человека.

Самовнушение

Внушение – это психологическое влияние на сознание человека. При этом его психика все установки воспринимает, не оценивая и не анализируя их. Самовнушение — это процесс воздействия на самого себя.

Подобные психотехники применялись при подготовке агентов спецслужб. Они достаточно просты, поэтому их может использовать каждый человек, чтобы что-то поменять в своей жизни.

Психологи утверждают, что примерно 90% людей живут совершенно не так, как им хотелось бы. Постоянные мысли о негативном приводят к тому, что жизнь индивида превращается в то, о чем он думает. Это замкнутый круг. Написано немало книг о влиянии мысли на реальность. Негативные мысли портят отношения, ухудшают здоровье, портят настроение, тратят впустую жизненную энергию.

Нужно стараться изменить свой внутренний диалог, мировоззрение, мировосприятие.

 
Технология процесса самовнушения

Условно процесс самовнушения можно разделить на 4 этапа:

  • Первый – установка.
  • Второй – вхождение в состояние измененного сознания. Названий такого состояния много, например, «состояние пустоты», «изменение сознания», «рассеянное внимание». Чаще всего это состояние в психотехнике называют «внутренний диалог». То есть это беседа, которую мы ежедневно ведем с самим собой.
  • Третий этап – восприятие собственной установки.
  • Четвертый – возвращение собственного сознания в нормальное состояние с уже заложенной программой действий.

Самовнушение поистине творит чудеса. Есть случаи, когда люди, внушая себе определенные установки, излечивались от тяжелых заболеваний, поднимались с постели после серьезных травм. Мы не подозреваем, какие колоссальные возможности заложены в нашей психике. С помощью специальных психотехник можно добиться изменения сознания и получить доступ к уникальным возможностям, которые заложены в каждом из нас.

Источник:

Базовые когнитивные психотехники: воображение, сосредоточение, сравнение, наименование
Размышляя о когнитивном образовании, пришел к неизбежному выводу о том, что когнитивные навыки можно ( и нужно ) также развивать ,  как и качать мускулы. Лучше с детства и всю жизнь.
Как мы думаем? Чем отличается мышление человека от кошки? Как «работает» процесс познания? Из чего же состоят когнитивные навыки? Как я не старался, но получается что в основе всего разнообразия методов познания лежит всего три  четыре основных способа мышления (назовем это базовыми когнитивными психотехниками, базовыми познавательными навыками). По всей видимости, это минимально-необходимый набор, так как отсутствие любой из этих психотехник ведёт к неспособности к ряду когнитивных операций,  и, наоборот, перекос, гипертрофия любой из них – к расстройствам психики.  Итак, в студию:
  1. Сравнение (сопоставление),
  2. Сосредоточение, концентрация, — эти навыки есть как у человека, так и у братьев наших меньших. Навыками сравнения обладают даже птицы, а в концентрации удаву нет равных …
  3. Воображение (фантазия), — вот это навык, который у животные практически не встречается. Представить себе даже свои последующие действия могут только очень «талантливые» высшие млекопитающие (собаки, кошки) и приматы
  4. Наименование — а вот это — способность давать кликухи присваивать обозначения — похоже, тот навык, который по-настоящему отличает homo sapience sapience то животных. Наименование, обозначение — это далеко не просто и означает переход к абстракции предмета, обозначающему его понятию (номену). Это переход в следующую сигнальную систему, он дает возможность оперировать наборами абстрактных понятий — текстами, а это уже никакая кошка и даже обезьяна (да и многие человеческие существа, чо…) не осилят.
 
Важно, что операции с памятью (запоминание и вспоминание) — предлагаю не относить к познавательным функциям, так как новый свойств информация при этом не обретает. Запоминать и вспоминать могут даже насекомые.
Nocomments, думаю все понятно. Рассмотрим, как раскладываются основные  познавательные  навыки в этих координатах.
  • Поиск  — перебирание и сравнение искомого образца-паттерна с хранящимися в памяти.
  • Декомпозиция — поиск в объекте (системе) известных компонентов (подсистем) и их выделение (сосредоточение на них).
  • Комбинация — перебирание и удержание в памяти нескольких воспоминаний (объектов, компонентов и т.д.) и воображение их вместе. 
  • Синтез: комбинация объектов, воображение конечного результата,  сравнение с конечным результатом, перекомбинация (несколько итераций), затем сосредоточение на варианте, наиболее близком  к конечному результату.
  • Анализ: воображение, декомпозиция объектов, потом — сравнение, (сопоставление свойств объектов).
  • Дедукция (от общего к частному) –анализ, выбор общего свойства,  синтез результата с этим свойством.
  • Редукция (сокращение): анализ, выбор «неважных» свойств, синтез результата без этих свойств.
  • Индукция (от частного к общему): анализ,  сравнение свойств, сосредоточение на  общих свойствах, синтез результата с общим свойстом.
  • Абдукция: анализ, сравнение свойств, синтез результата с заданным свойством,
 
И более сложные навыки:
  • Проектирование (планирование): синтез + дедукция (воображение (целеполагение), сосредоточение (выбор цели), воображение (декомпозиция работ), сравнение (способов выполнения), сосредоточение на выбранных шагах),
  • Рефлексия: сосредоточение на опыте, воображение идеального результата, сравнение с опытом, переход к проектированию улучшения.
Вот почему когнитивное образование будет в десятки раз эффективнее существующего: ученика не нужно обучать десяткам предметов, а достаточно отточить эти 3 (ТРИ) базовых когнитивных навыка и научить ими пользоваться! ДАЛЬШЕ ОН РАЗБЕРЕТСЯ САМ!
Интересно посмотреть из этих координат на наиболее известные психические заболевания
  •  Бред: неконтролируемое воображение )).
  •  Шизофрения, множественная личность: воображение и сравнения без сосредоточения.
  •  Маниакальность, аутизм: гиперсосредоточенность.
  • Паранойя: воображение и сосредоточенность без сравнения.

В результате вырисовались следующие вопросы для дальнейшего исследования:
1.       Какими упражнениями лучше  развивать у детей и взрослых воображение, сосредоточение и сравнение?
2.       Можно ли лечить девианты психики, «прокачивая» недостающие психотехники?
3.       Действительно ли этих психотехник всего три? Какие могут быть еще?
4.       Возможно ли трансперсонализация, групповые применения этих психотехник?
5.  Можно ли автоматизировать процесс, и научить ИИ этим базовым эти навыкам?
 
 
Источник:

Добавить комментарий

Переводчик »
%d такие блоггеры, как: